Предыстория конфликта
Проблема разграничения границ между Чечней и Ингушетией началась с 1992 года, с тех пор как Грозный взял курс на независимость. Тогда Джохар Дудаев и Руслан Аушев (еще в 1993) подписали договор, согласно которому Сунженский район почти целиком отошел Ингушетии, а за Чечней оставались населенные пункты Серноводск и Ассиновская. Хотя там тоже жили ингуши в большом количестве.
После того как многие нормативные акты, принятые в период правления Дудаева, были признаны нелегитимными, в Чечне в январе 2001 года был образован свой Сунженский район с центром в Серноводске. В 2003 лидеры двух республик – Ахмат Кадыров и Мурат Зязиков – подписали протокол, согласно которому под юрисдикцию Чечни отходили село Серноводское и станица Ассиновская Сунженского района, а остальная его территория была в юрисдикции Ингушетии. После принятия в России в 2008 году федерального закона «О мерах по организации местного самоуправления в Ингушетии и Чечне» на территории республик были определены границы, согласно которым прошли местные выборы: в Сунженском районе Ингушетии с райцентром в станице Орджоникидзевская и одноименном районе Чечни с центром в Серноводской.
В 2012 году между двумя субъектами снова возникли разногласия по поводу границы. Ингушетия и Чечня не могли поделить Сунженский и Малгобекский районы. Каждая республика создала свою комиссию по определению территориально-административной границы. Тогда, на республиканском ТВ-канале, выступил Юнус-Бек Евкуров и сказал, что границы менять не будем. Но Грозный, в 2013 г., принял закон, согласно которому в Сунженский район Чечни был включен ряд населенных пунктов, являющихся муниципальными образованиями Ингушетии (это примерно 30 тыс. гектаров земли, которая по Соглашению от 26 сентября 2018 отходят к Чечне). 18 апреля 2013 г. около 300 силовиков Чечни вошли в ингушское селение Аршты. Произошел серьезный конфликт, после которого главы двух республик долгое время находились в ссоре. Впервые они встретились только в 2015 году в Сочи совместно с Владимиром Путиным. Евкуров на встрече с нами 13 октября с.г. (автору и Надырсултану Абдурахманову, руководителю Фонда им. Султан-мута) говорил, что он первым предложил главе Чечни помириться, до встречи с Путиным, что и было сделано.
В общем, до последнего времени (26.09.2018) административная граница между Чечней и Ингушетией пролегала по реке Фортанга, а теперь, после подписания Соглашения, к Чечне отходит около 30 тыс. гектаров земли Сунженского района. Там располагаются средневековые памятники архитектуры и башни ортсхойцев (часть тейпов ингушей). Но определенная их часть живет в Чечне, и называют себя чеченцами.
Кроме того, ингушские эксперты говорят, что на этой земле в свое время нашли нефть (примерно несколько млн.тонн) и что там находятся около 15 законсервированных скважин. Они же говорили, что на этом участке геологи нашли также полезные ископаемые. Но всю эту информацию надо проверять.
Парламент Ингушетии и митинговые страсти в Магасе
Вся проблема в том, что Соглашение об административной границе готовили без широкого обсуждения. С одной стороны логично, чтобы не будоражить народ, а с другой - все это сильно задело ингушскую общественность. Как следствие, общественные организации республики еще в начале сентября подняли шум, убеждали и муфтият поднять народ, чтобы не допустить подписания Соглашения. Они убеждены в несправедливости этой уступки. У Грозного свои аргументы. Чеченская сторона считает, что это решение справедливое, поскольку они отказываются от притязаний на часть Малгобекского района Ингушетии, согласно границе от 1934 г.
Люди стали собираться на площадь в Магасе после подписания Соглашения 26.09.2018. С начала октября оргкомитет митинга добился разрешения и каждый день (вплоть до 17 октября) проводил в столице Ингушетии, вблизи резиденции главы и правительства Ингушетии, бессрочный митинг. Люди не расходились и ночью. Там постоянно сидели старейшины, представляющие подавляющее большинство ингушских тейпов. Дело в том, что в отличие от Дагестана, где народы самоорганизованы по джамаатам (соседским общинам), ингуши самоорганизованы по крови, по родам (фамилиям) и «племенам» (тейпам). Некоторые тейпы отказались от своих представителей (депутатов) в парламенте Ингушетии, которые подписались под этим Соглашением. Это примерно то же самое, что и изгнание из джамаата в Дагестане в прошлом. А дело в том, что из 30 депутатов парламента РИ 15 проголосовали «против» (они показывали бюллетень голосования всем), 5 – «за» и 7 чел. воздержались. Но счетная комиссия «почему-то» подписала протокол сессии парламента с другими данными, о, якобы, ратификации Соглашения. Попытки снова собрать парламент Ингушетии, чтобы подтвердить или отменить свое решение, не удались. Никак не могли собрать кворум. Теперь Следственный комитет России занимается заявлениями депутатов, которые говорят, что они голосовали против ратификации Соглашения.
О масштабах протеста можно судить по тому, как в пятницу 12 октября в Магасе, после коллективной молитвы, на митинге собралось около 50 тыс.чел. Для 450 тыс.населения Ингушетии – это огромная цифра. Муфтият Ингушетии тоже поддерживает протест. Да и в правительстве и территориальных управлениях федеральных структур в Ингушетии многие против этого Соглашения.
Дагестанская делегация в Ингушетии
В Дагестане не остались равнодушны к ингушским событиям. Еще в первые дни митинга туда выехали наши уважаемые два алима из Хасавюрта, у которых были свои ученики из числа ингушей, нынче уже имамы мечетей. Наши алимы традиционно пользуются большим уважением у старейшин и мусульманской общественности Ингушетии. Они не выступали на митинге, но в кулуарах убеждали и своих бывших учеников, и старейшин быть терпеливыми, не нагнетать страсти, ибо «мы все мусульмане…». 10 октября с миротворческой миссией в РИ выехали и лидеры Интербригады народных ополченцев РД, а также эксперты дагестанских НКО.
По инициативе ряда общественных и некоммерческих организаций Дагестана, где в основном представлена наша социально активная молодежь, 11 октября в Махачкале состоялся «круглый стол» для обсуждения ситуации в Ингушетии. Честно говоря, следя за развитием ситуации в Магасе, автор скептически относился к этой идее: какой толк, насколько мы там нужны и т.д. На моем веку аналогичных ситуаций и участия в них было много, начиная с 1990 г. с географией по всему Кавказу: Грузия и Абхазия, Южная Осетия и Чечня. Но, посмотрев на состав участников и убедившись в хорошей подготовке «круглого стола», я понял: оказывается, я недооценивал нашу молодежь. На конференции приняли участие и представители Общественной палаты, различных НКО. После всестороннего анализа и обсуждения ситуации было решено поехать в Ингушетию. Без бюрократических проволочек удалось договориться и о встрече с главой РИ Ю. Евкуровым. Делегация получилась достаточно представительной, всего более 25 чел. С нами все время находился представитель дагестанского правительства в Магасе Магомед Магомедов.
Никаких иллюзий, конечно, мы не пытали. Это было бы наивно. Но определенная польза была в плане налаживания диалога главы РИ и оргкомитета митинга. Как признавались высокопоставленные чиновники РИ, дагестанская делегация была на высоте положения, ни одного лишнего слова, все по делу и, в особенности, выступления наших алимов на митинге: и власти, и митингующие остались довольны тем, как мы там построили свою деятельность в течение 2-х дней.
С Евкуровым состоялся полезный (почти 2х часовой час.) диалог, в процессе которого Глава РИ подробно разъяснял свою позицию. Ему было вручено Обращение от имени дагестанской общественности (около 30 организаций), оно же было зачитано и на митинге. Потом, столь же подробный диалог состоялся и с руководством оргкомитета. Мы убедили оргкомитет, что с Главой республики надо встречаться и что он готов к такому формату, а также к созданию совместной комиссии. Они согласились, но потом не договорились по деталям встречи: оргкомитет настаивал, чтобы они могли взять своего журналиста, но увы. Когда мы уехали оттуда, стало известно, что 17 октября состоится первое заседание такой комиссии и туда были приглашены представители оргкомитета митинга.
У оргкомитета митинга была определенная надежда на встречу с начальником управления внутренней политики Администрации Президента РФ Андреем Яриным и полпредом Президента в СКФО Александром Матовниковым. Эта встреча состоялась 16 октября в Пятигорске, но ничего не дала. Отменять Соглашение никто не собирался. Хотя некоторая надежда, с учетом массового протеста, была на временный мораторий Соглашения, пока совместная комиссия не придет к общему мнению.
17 октября истек согласованный с властями срок митинга. Оргкомитет, с учетом мнения старейшин, решил продолжать борьбу: на 30 октября назначен Всемирный конгресс ингушского народа, а с 31 октября по 2 ноября – общенациональный митинг.
Выводы
Ингушские события уже спровоцировали выступления казачьих организаций по поводу «возврата в Ставропольский край двух районов, переданных ЧИР в 1957». Если на Северном Кавказе начнется этот процесс передела границ, мало не покажется. Одни будут апеллировать к одним решениям бывшего Союза ССР и Ельцинской власти, другие – к другим решениям. Можно будет забыть о реализации Майских (2018 г.) указов Президента РФ.
Нельзя также потворствовать идеологам «конструирования» новых национальностей в Дагестане, под тем предлогом, что язык того или иного субэтноса существенно различается от литературного национального языка. Чтобы потом нашим потомкам не пришлось расхлебывать последствия этих «игр». Уже выпускают даже литературу на диалектах некоторых языков. Дело может дойти до маразма, поскольку в Дагестане более 50 диалектов. Можно поддерживать проекты по сохранению и выпуску литературы на языках субэтносов, но и здесь надо предварительно провести научную работу по разработке правил грамматики. А то каждый амбициозный «творец» мнит себя основоположником литературы на языке субэтноса.
В Дагестане, скорее всего, придется опираться не только на законы, но и на авторитетных исламских алимов и нормы шариата, когда дело коснется аналогичных (с ингушскими) проблемами. Мы не должны недооценивать конфликтный потенциал, связанный с земельными вопросами в республике. Очередная «реформа» или перестройка в Центре, как правило, расшатывает конструкцию «вертикали власти», чем и стараются воспользоваться радикалы. К этому должны быть готовы и республиканские власти, и дагестанское гражданское общество, и наши народы.
Федеральный центр нередко, не считаясь с общественным мнением, решает важнейшие для народов вопросы, причем, нарушая иногда и нормы Конституции Республики Дагестан. И то, как бесцеремонно поступили с границей в Южном Дагестане (несмотря на протесты тогдашнего президента РД Муху Алиева), когда передвинули ее по реке Самур, убеждает нас: когда общество молчит, игнорируется даже Основной закон. Мы не должны впредь допускать подобное у себя в республике.
Cтавьте лайк и подписывайтесь на канал dagpravda.ru.
Еще нас можно читать в Facebook