Найти тему
Диванный эксперт

Танк [Тигр] грозное оружие Третьего Рейха

Panzerkampfwagen VI «Tiger» - Немецкий тяжелый танк времён 2-ой Мировой войны, прототипом которого являлся танк VK4501, разработанный в 1942 году фирмой "Хеншель", он по праву считается одной из легендарных боевых машин периода 2-ой мировой войны. В советских документах танк «Тигр» обозначался как T-6 или T-VI.

Тяжелый танк Тигр служил немецкой армии в течение последних лет Второй мировой войны. Он на практике доказал свои преимущества и показал, что является превосходной боевой машиной, однако и не без недостатков. Например, танк страдал от избыточной массы и размеров, а также нехватки ресурсов. Тигр стал первым немецким танком, который получил 88 миллиметровую пушку в качестве основного орудия, совместив при этом хорошую броню и неплохую маневренность для своих размеров. В целом применение Тигра нельзя назвать особо удачным, поскольку слишком много факторов мешало этому, однако, сам танк зарекомендовал себя грозным и во многом новаторским, оставившим незабываемый след в истории Второй мировой войны.

Производство «Тигров» началось с августа 1942 года и продолжалось до августа 1944 года, в конечном итоге было произведено 1350 экземпляров. Сложная конструкция Тигра не позволяла его производить в больших количествах, которых бы хватило на перелом тогда уже начавшегося поражения в войне.

-2

Первые 250 Тигров были оснащены двигателем Майбах с мощностью 650 лс. Следующие образцы получили Майбах с мощностью, увеличенной до 700 лс. Они были спроектированы на базе самолетных двигателей и оказались пригодны для адаптации к средним и тяжелым немецким танкам, нуждающихся в мощных моторах. Запас хода составлял около 140 километров по шоссе и всего 45-50 по бездорожью. В немецких докладах говорилось, что Тигр ехал всего два с половиной часа, после чего требовал дозаправку. Из-за этого много машин было потеряно по причине внезапно закончившегося топлива в бою. Из-за огромного потребления топлива мощным Майбахом, передвижение танка к передовым частям своим ходом было очень затруднено, а часто и вовсе невозможно, поэтому приходилось восстанавливать поврежденные железнодорожные пути и транспортировать Тигры таким образом. Маршруты, специально планировали заранее, избегая непроходимые из-за веса мосты, узкие дороги и пересечённую местность. Необходимо сказать об одном очень распространенном мифе. Двигатели «Майбах» были карбюраторными, поэтому многие считают их очень пожароопасными по сравнению с дизельными. Сторонники такой точки зрения приводят в свою пользу аргумент, что если бросить горящую спичку в ведро с бензином, то бензин вспыхнет, если же бросить зажженную спичку в ведро с соляркой, то спичка погаснет. Но никто в бою не бросает горящие спички в топливный бак танка! При попадании же бронебойного снаряда или кумулятивной струи в танковый бак, воспламеняется любой вид топлива. Как показала статистика Второй Мировой войны, дизельные танки горели также часто, как карбюраторные.

-3

Конструкция тигра была весьма типичной для своего времени. Интересно, что его броне листы были расположены преимущественно под прямым углом. Лобовая деталь имела 100 миллиметров в тощину и была установлена практически вертикально, под наклоном 80 градусов, в неё был установлен курсовой пулемет и прибор видения для механика-водителя. Выше был расположен горизонтальный лист брони толщиной 63 миллиметра, под углом 10 градусов. Нижняя лобовая делать имела толщину 100 миллиметров и обратный наклон в 66 градусов. Стык башни и корпуса был открыт и являлся одним из самых уязвимых мест Тигра. Широкие гусеницы были специально разработаны для лучшего сцепления и проходимости. Они позволили тяжелому Тигру вполне непринужденно передвигаться по пересеченной местности. Нельзя сказать, что он обладал выдающейся проходимостью, но её хватало для большинства ситуаций. Приподнятое звездообразное ведущее колесо находилось спереди, направляющее сзади, между ними было 8 опорных катков, расположенных в шахматном порядке. Для тяжелого танка подвижность была очень хороша, торсионная подвеска также имела свою заслугу в этом.

Крышка двигательного отсека имела решетку на своей поверхности для вентиляции, выхлопные трубы были установлены сзади на расположенной под небольшим наклоном практически вертикальной броне плите. Сам двигатель был накрыт 82 миллиметровой плитой под углом 8 градусов. Экипаж состоял из 5 человек, а именно командира, водителя, наводчика, заряжающего и радиста. Водитель находился в передней левой части корпуса, радист в левой. Трансмиссия, проходящая по середине, разделяла боевое отделение на две части. Каждый член экипажа имел свой персональный люк на крыше корпуса перед башней. Водитель имел прибор видения прямо перед собой, а радист имел курсовой пулемет калибра 7,92 MG34.

-4

Башня имела тяжело бронированную, прямоугольную маску орудия и сильно закругленные борта. Задняя часть также была округой и без наклона. Главное орудие, KwK36 калибра 88 мм была расположено по центру башни и выступало за корпус. Ствол имел 3 четко разделенные секции и дульный тормоз двухкамерного типа. Командир и наводчик находились в башне, оснащенной гидроприводом горизонтального наведения. Наводчик сидел спереди слева, заряжающий справа, за ними, по центру, командир. Ранние Тигры имели командирские башенки с прорезями для наблюдения, а поздние получили башенки из литой стали, подобные тем, что устанавливались на Пантеры и имевшие перископ. Наводчик также управлял спаренным с пушкой пулеметом. Вдоль каждой стороны башни было установлено 3 дымовых гранатомета для постановки дымовых завес. Толщина лобовой брони башни составляла 100 миллиметров, достигая 200 миллиметров около основания ствола. Две щели для применения личного оружия были размещены в задней части башни, хотя, с февраля 1943 года, осталась только одна. Также был добавлен аварийный люк на задней правой стенке башни, который мог выполнять коммуникационный функции между командиром танка и пехотой. Как и в других немецких танках, конструкторы уделили большое внимание удобству работы экипажа в бою. Прицел наводчика был шарнирным. При изменении вертикального угла наведения наводчику не нужно было менять свое положение. В башне у наводчика и заряжающего было достаточно места, что позволяло им без помех выполнять свою работу. Боекомплект к орудию составляли унитарные патроны, что обеспечивало боевую скорострельность 6 — 8 выстрелов в минуту.Оптический прицел «Тигра» позволял вести огонь по бронетехнике без подготовки на расстояние в 1200 метров. После пристрелки «Тигр» мог поразить неподвижный танк на расстоянии 2500 метров. Конструкция и отличное качество прицела позволяли вести огонь в условиях плохой видимости.

-5

Отдельного внимания заслуживает главное орудие Panzerkampfwagen VI – это танковый вариант 88 мм пушки созданной на основе зенитного, Flaк 18. Версальский договор 1919 года запретил Вермахту заниматься разработкой арт.систем крупного калибра. Компания «Реинметал» не имела права создавать пушки калибра более 70 мм, а на концерн «Круп» были наложены еще более жесткие ограничения. Поэтому во Вторую мировую войну немецкие танки вступили вооруженные маломощными короткоствольными орудиями. Мощные пушки и усиленное бронирование советских Т-34 и КВ стали для Вермахта неприятным сюрпризом .Единственным орудием, без труда справлявшимся со всеми бронированными машинами союзников, была 88-миллиметровая зенитная пушка 8.8 Flak 18. Пушка была разработана компанией «Круп» на мощностях шведской компании «Бофорс». В 1933 году она была принята на вооружение как 88 Flak 18 L/56. Последняя цифра в названии означала длину ствола в калибрах, а цифра 18 – мнимый год разработки. Немцы делали вид, что орудие было сконструировано до окончания Первой мировой. Ошеломительный успех 88 миллиметровой пушки как противотанковой на Восточном фронте и в Северной Африке побудил немецких инженеров взяться за разработку на ее основе танкового орудия. Вскоре новая пушка с длиной ствола 56 калибров была принята на вооружение под аббревиатурой 88 KwK 36 L/36. Все выпущенные Германией 1355 «Тигров» были оборудованы как раз ею. Огневая мощь 88-миллиметровой пушки «Тигров» была такова, что танк мог вести прицельный огонь с расстояния 2,2 тысячи метров и поражал любой броне-объект.

-6

С опытным экипажем Pz.Kpfw.VI представлял большую угрозу для противника. Мощные вооружение и броня делали его опасным для любого танка стран антигитлеровской коалиции. Малоуязвимый для большинства противотанковых орудий, «Тигр» мог довольно легко прорывать вражескую оборону, но малый запас хода и проходимость, конструктивные недостатки, трудности при ремонте, мешали реализовать его потенциал. Сложность конструкции и дороговизна не позволяли выпускать танк большой серией. Мнение о высоких боевых качествах немецкого танка «Тигр» и его моделей основывалось на его огневой мощи, а также прекрасной управляемости и комфортных условиях работы экипажа. Долгое время в армиях стран антигитлеровской коалиции у его 88-миллиметрового орудия аналогов не имелось. Вплоть до 1944 года на поле боя не было ни одного танка союзников, который бы мог вести бой с «Тигром» на равных.

Если вам была полезна данная статья, не забывайте ставить лайк.

Спасибо за просмотр!!!