Кристина Троско, planetabelarus.by
Мир — небольшой поселок, который еще не так давно был многонациональным. От прежних эпох остались некрополи четырех конфессий, но в каком состоянии?
ЗАХОРОНЕНИЕ ПОВСТАНЦЕВ 1863 ГОДА
Павел Иваницкий руководит молодежной общественной организацией «Гісторыка». Пятый год активисты восстанавливают католическое кладбище в Мире.
— Працяглы час гэтыя могілкі прадстаўлялі сабой літаральна лес — усё зарасло дрэвамі, надмагілляў практычна не было відаць. Калі мы ўпершыню прыехалі, то проста не ведалі, з якога боку зайсці, бо ні адной сцежкі не маглі адшукаць, — вспоминает Павел. — Але мы мелі інфармацыю, што менавіта там знаходзіліся пахаванні паўстанцаў 1863 года. І праз тры сезоны мы адшукалі гэтыя пахаванні. Праца фізічна цяжкая: трэба было высекчы дрэвы, знайсці і адкапаць шмат помнікаў, якія схаваліся ўжо наўпрост пад зямлю. Мы знайшлі і падсыпалі пяском ды жвірам, якія прывозіла мясцовая каталіцкая парафія, прыблізна 200 каменных надгробкаў. Зараз займаемся склепам, дзе па легендзе пахаваная маладая паненка — там вельмі маляўнічы чыгунны крыж, які шмат год быў павалены. А сам склеп стаяў разрабаваны, косткі валяліся проста пад нагамі. Мы ўсё гэта прыбралі, чын да чыну зрабілі, зараз ужо апошні этап, каб прывесці ўсё да розуму.
Гэтым годам мы перапісалі, сістэматызавалі старую частку могілак і агулам налічылі 660 пахаванняў. А ёсць яшчэ і новая, дзе прыблізна столькі ж магілаў. Вось гэта, бадай, самы адказны наш праект за ўвесь гэты час.
Мы выношваем ідэю, каб гэтая тэрыторыя трапіла ў турыстычны маршрут. Ужо паставілі інфармацыйны стэнд, распрацавалі праект добраўпарадкавання з пад’язднымі шляхамі, сцежкамі. А ўвогуле хацелася б, каб некрапалістычны турызм атрымаў большую папулярнасць. І той жа Мір мог бы стаць адным з месцаў прыцягнення для такіх турыстаў. Таму што гэтае мястэчка вельмі цікавае ў тым ліку і з пункту гледжання кампактнага пражывання людзей розных канфесій. Тут на невялікай тэрыторыі змешчаны каталіцкія, праваслаўныя, габрэйскія, татарскія могілкі. Але аднаўленне астатніх пакінем пераемнікам. Усё ж такі вельмі шмат часу, грошай і намаганняў патрабуюць такія работы.
Вялікая праблема – пасіўная мясцовая супольнасць. Гэта вельмі добра бачна па лакальных аб’ектах. Людзі жывуць ледзь не на багацці, але не разумеюць гэтага. Настолькі прызвычаіліся да гэтых рэчаў, што нават не заўважаюць іх, не ўспрымаюць як каштоўнасць. На могілках у Міры ў першы прыезд мы былі ў поўным захапленні ад надгробных пліт, эпітафій. Даволі часта трапляліся такія помнікі, якія лёгка можна далучыць да мастацкіх твораў. А мясцовыя часта ўвогуле не разумелі, навошта нам гэтыя камяні ў зямлі.
МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР
В 1814 году в Мире насчитывалось 19 татарских дворов, где жили 87 человек. Здесь были мечеть и мулла, однако до наших дней храм не дожил. Построен он был еще до 1795 года, в 1840 восстановлен, а в 1939 сгорел. Сейчас на месте мечети сарай. Татарское кладбище (мизар) предположительно было заложено еще в 16 веке. И сейчас, по оценке хозяина частного музея «Мирский посад» Виктора Сакеля, находится «в приемлемом состоянии».
— Татарская община в Мире сейчас очень немногочисленна — человек пятнадцать, — рассказывает Виктор. — А еще в 80-90-ые была довольно большой и активной. Тогда проводили расчистку кладбища, составили его план, каталогизировали захоронения. Есть там и относительно свежие могилы, многие из старых — облагораживают.
Виктор сам собирает экспонаты для экспозиции своего музея и интересуется историей местечка. Хотя он даже родом не отсюда.
— С еврейским кладбищем все далеко не так хорошо, — считает коллекционер. — Его давно уже пытаются расчистить и привести в порядок. Лет 15 назад одна организация выделила деньги на то, чтобы установить забор по периметру, но прошло время, забор покосился, и сейчас им не занимаются. В прошлом году выделяли деньги, чтобы проложить дорожку к могиле духовного руководителя (машгиаха) знаменитой Мирской иешивы Йерухама Лейбовица. Теперь хотя бы к этой могиле можно подойти. В остальном поселковый совет старается выкашивать траву на кладбище, а на значительное восстановление нет средств.
В Мире в разное время по некоторым данным проживало около 3000 евреев. Здесь было несколько иудейских храмов, сохранился синагогальный двор, а еще здесь действовала одна из самых знаменитых иешив. Мирская иешива была настолько известна, что сюда приезжали учиться мальчики со всего мира — из континентальной Европы, Англии, даже из Америки. Удивительно, что эти здания сохранились во время войны. Во время оккупации в поселке действовали два гетто, одно из них — прямо в знаменитом замке. Считается, что еврейское кладбище появилось здесь в 1598 году.
— После Второй мировой войны кладбище не досчиталось многих могил. Фашисты брали надгробные камни и мостили ими дороги. Не так давно после дождя, когда вода размыла песок, несколько плит показались из-под земли, и я их забрал, хотя в музее пока не выставлял, — рассказывает Виктор. — И конечно, есть места расстрелов. Два находятся в самом поселке, еще два — в ближайших лесах. Те, что в поселке — самые массовые. Возле крепостной стены замка и на центральной площади было расстреляно больше 1500 (по другим данным до 1800) человек.
— Православное кладбище самое ухоженное из всех в Мире. Оно единственное работало постоянно. В целом оно не слишком примечательное, но здесь есть церковь Святого Георгия, построенная в начале 19 века.
— Есть и еще необычное захоронение в поселке. Буквально в 20 метрах от фамильной усыпальницы Святополк-Мирских, практически под стенами замка похоронены партийные деятели. Среди них, например, начальник милиции Зуев, который погиб в 1953 году во время задержания банды в окрестных лесах. Всего там 6-7 захоронений. Когда взялись приводить в порядок парковый комплекс, запланировали восстановить итальянский сад, эти могилы хотели перенести, но возникли трудности: нужны разрешения родственников, а эти люди сейчас разбросаны по всему постсоветскому пространству, – рассказал Виктор.
Фамильная усыпальница тоже интересна как объект кладбищенского туризма. Автором проекта был академик архитектуры Роберт Марфельд, главный архитектор Министерства внутренних дел России. Исследователи относят часовню к стилю модерн, отмечая при этом новаторский подход: ассиметричную, динамичную композицию, насыщенное цветовой решение. На фасаде усыпальницы расположена большая мозаика «Господь Вседержитель» и фамильный герб-картуш.
Княгиня Клеопатра Святополк-Мирская повелела возвести часовню в память о своем муже Николае Ивановиче Святополк-Мирском. Практически сразу после того, как усыпальница была достроена, умерла и сама княгиня. Сейчас здесь шесть захоронений, включая последнего хозяина замка князя Михаила, сына Клеопатры и Николая.
Некропольный туризм (путешествия по кладбищам и местам захоронений) за границей стабильно пользуется достаточно высоким спросом. Туристы постоянно приезжают посетить знаменитое парижское Пер-Лашез, кладбища Италии с их помпезными некрополями, не говоря уже о Мексике с ее особым отношением к смерти и карнавалом в честь загробного мира. В Беларуси это направление развито очень слабо, хотя потенциал большой: на нашей территории много веков жили рядом предcтавители разных национальностей и конфессий, а потому и посмотреть на разнообразие подходов к загробной жизни можно в пределах одного путешествия.