Найти тему
Cryptoecono.me

Криптофонды скоро сдохнут

Многие криптофонды закроются в ближайший год (и не потому, о чём вы подумали). Тут надо порассуждать чуть детальнее. Давайте сделаем это вместе.

Криптофонд похож на обычный инвестиционный фонд. То есть, это организация, состоящая из буквально нескольких людей, которые взяли от других людей понемногу денег, активно ищут варианты вложений, берут за эту работу зарплату и ещё комиссионные с успешных вложений.

Какого размера обычно зарплата? В среднем на всех списывается 2% от размера фонда. То есть, если фонд имеет срок жизни 10 лет и в нём $50 млн., а управляющих партнёров - трое, то «грязными» в месяц каждый партнёр имеет где-то $2,780. Так себе для инвестиционного профи, но мотивация не в этом.

В конце каждого года фонд отчитывается перед вкладчиками о текущей доходности. Если доходность есть, то с этой цифры управляющие получают бонус - обычно это 20% комиссионных. Если управляющие из нашего примера сделали 30% за год (0,3х), то получат 1/5 от этих 30%. Опять на троих. То есть, уже по $1 млн. За год.

Вернёмся к криптофондам. Допустим, наша счастливая троица из примера выше закрыла 2017 год с точно таким же гешефтом. На самом деле - нет. В крипте прошлогодние фонды показали доходность в среднем 500% годовых, то есть, домой наши друзья унесли не по $1, а по $16,7. Миллионов долларов! Неплохие комиссионные за год работы, правда?

А сегодня на дворе год спустя. То есть, все падает. Это называется "низкие показатели управления фондом" (подробнее см. часть 4 нашей «Краткой истории венчура»). Только тут даже не в премии дело.

Фонд - это акула инвестрынка. Размер её зубов - капитализация фонда, которая рассчитывается как раз на основе отчётности прошлого года. Нет прибыли (или даже есть убыток) - всё, у акулы «выпали зубы», то есть, её перестали звать на смотрины выпускников акселераторы и почти перестали звонить техноскауты с непубличными предложениями.

В нашем примере фонд в декабре 2017 имел капитализацию в $300 млн. Это «ватерлиния», ниже которой уже нельзя опускаться. Что это значит?

Все просто: в инвестфондах есть негласное правило №2 "прибыль текущего года не должна быть ниже уровня прибыли прошлого". Сами понимаете, что когда рынок просел на 70% вообще по всем вложениям, то капитализация фонда уже не $300, а всего $90 млн. и как минимум премии управляющим ждать не приходится. Их еще и уволить могут с "волчьим билетом". Как бы с 16 миллионами в кармане можно и уволиться, но зачем же всю жизнь перечеркивать?

Какие у наши героев есть варианты:

1. Докапитализировать фонд. Многие, кстати, сейчас так и делают - бегают по рынку и собирают новых инвесторов в фонд. Мы думаем, что для нашего примера решить задачку "собери $210 млн. за 2 месяца на падающем рынке" довольно трудно, почти нереально.

2. Дождаться разворота рынка. Рано или поздно tothemoon будет, законы психологии никуда не спрятать, да только в нашем примере примерно через 18 месяцев управляющие спалят вообще все деньги фонда, если останутся в инвестициях. А чтобы вернуться к ватерлинии, им надо за те же полтора года дождаться роста в 400%+. Вы видите предпосылки? Мы - нет. Так что тоже нереально.

3. Выйти из позиций и зафиксировать убытки. Кстати, вариант. Да только тут очень простой расчет. Помните, в прошлом году ребята на троих забрали по домам $50 млн.? То есть, сегодня если все продать, на руки приедет $90 млн., из которых $50 млн. были от инвесторов, а премии останется всего $40 млн. (вместо $90 с комиссионными наших парней). Конечно, у всех есть адвокаты, но может такое статься, что бонус попросят вернуть...

4. Закрыть фонд. Это - самый лучший вариант. Увольнительные компенсации, возможность сохранить репутацию, какие-то новые предложения на основе прошлогодних "заслуг" - это все лежит на столе среди других вариантов у наших ребят и манит, манит.

Но наши парни не шибко опытные, цыплят считать они станут в декабре. Равно как и договора свои еще раз пересмотрят примерно тогда же.

Но если подумать, то фонды лучше начать закрывать прямо сейчас.

Это мы так думаем, конечно :)