Аукционный дом Christie's проводит торги картины, созданной искусственным интеллектом. Оценочная стоимость лота до ходит до $10,000.
Мы анонсировали это событие в августе, и оно происходит прямо сейчас — Скайнет начал атаку (зачеркнуто), первая картина, созданная искусственным интеллектом выставлена на аукционе.
Прямо сейчас Christie’s принимает ставки на портрет некого Эдмонда де Белами, сгенерированный искусственной нейронной сетью на основе анализа базы данных из 15 тысяч портретов реальных людей. На полотне изображен размытый силуэт, по всей видимости, француза. У вымышленного господина де Белами есть семья — ее тоже придумала нейронная сеть.
Оценочная стоимость картины составляет от $7,000 до $10,000. Алгоритм, создавший ее, может печатать такие же произведения, как на конвейере, и это вызывает закономерный вопрос — а нужны ли коллекционерам тогда настоящие художники с их картинами, которые стоят миллионы долларов? В этой статье мы разберемся с этим и другими вопросами относительно творчества искусственного интеллекта.
1. Кто получает деньги от продажи картин?
Это закономерный вопрос. С традиционными лотами всегда понятны бенефициары — сам художник и его наследники. Но как быть, если картину создал алгоритм? Портрет де Белами подписан алгебраической формулой, но в данном случае это скорее маркетинговый ход. У нейронной сети, сгенерировавшей портрет де Белами, есть «отцы» — команда разработчиков. Они «скормили» алгоритму исходные изображения и натренировали его. Но в будущем вполне возможно один алгоритм будет порождать другой, а тот уже создавать картины, и это открывает вопрос авторского права.
С точки зрения закона владельцами картины сейчас являются разработчики, так как у них есть право на код. Картина сейчас — это побочный продукт программного обеспечения, а права на него принадлежат авторам кода. Это как с коровой в «Простоквашино».
В общем, здесь вопросов нет — деньги получат разработчики. Но если другие разработчики возьмут за основу код алгоритма, создавшего портрет де Белами, кто в таком случае должен обогатиться? Думаем, в европейских судах скоро будет немало споров на эту тему.
2. Портрет де Белами — это первая картина, созданная искусственным интеллектом?
Нет. Более того, как говорят специалисты, это даже не лучшая работа ИИ. Просто в Christie’s почему-то решили начать именно с этой картины и попали в заголовки СМИ.
Этой осенью в Нью-Дели проходила выставка картин, написанных алгоритмами, и справедливости ради, многие из них выглядят талантливее размытого портрета.
Хотя нужно признать, что восприятие искусства — это субъективная материя. И это подводит нас к следующему вопросу.
3. Значит, программы теперь могут творить?
И да, и нет. Правильнее назвать портрет де Белами не сотворенным, а все же сгенерированным. Процесс его создания — не акт творчества, а технологическая процедура. Алгоритм состоял из двух компонентов — один генерировал элементы полотна, а другой сравнивал их с уже написанными картинами, чтобы добиться схожести, но не повторять при этом уже существующие работы точь-в-точь.
Разработчики проводили тесты — они показывали зрителям картину своего алгоритма вместе с картинами, написанными людьми, и предлагали найти «синтетический» продукт. Не все люди заметили разницу, а некоторым из них работа алгоритма понравилась даже больше результата человеческого труда.
Однако, это все равно не творчество. Алгоритм способен безупречно подражать и при этом даже создавать что-то новое, но искусство в более широком мире — это все же чувства и эмоции. Машина пока не способна заложить их в свою работу. Она не может творить экспромтом и передавать глубокие мысли.
4. Так значит искусственный интеллект не отнимет работу у художников?
Конечно, нет. Мы считаем, что возникнет новый рынок. Он будет более доступным, и картины смогут позволить себе обычные люди, а не только отчаянные коллекционеры.
Появятся и художники, творчество которых объединится с работой ИИ. Уже сейчас на этой ниве работает Пиндар ван Арман, который обучил роботов рисовать портреты.
Компьютеры послужат и реставраторам. Уже сейчас алгоритмы учатся распознавать стилистические элементы, которые использовал в своих работах Рембрандт, чтобы после этого воссоздавать портреты голландского живописца.
Художники, разумеется, останутся. И от многомиллиардных аукционов картин прошлого вряд ли кто-то откажется. Но параллельно с этим своим делом будет заниматься искусственный интеллект.
5. А не слишком ли дорого стоит портрет де Белами?
Скорее всего, цена завышена. Это связано с пиар-кампанией Christie’s. Вообще, нужно понимать, что аукцион «первой картины, созданной ИИ», как это заявляет аукционный дом, по большому счету, является большой пиар-кампанией. Картина и правда может быть продана за $10,000, но ценообразование здесь, конечно, вызывает вопросы.
Если вы хотите узнавать больше об искусстве и мире интересных аукционов, подписывайтесь на этот канал.
Кстати, мы есть и в Telegram