В советских школах все дети без исключения знали пионеров-героев. Невозможно было найти такого подростка, которые бы не знал кто такие Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова и ещё многие другие подростки, героически защищавшие Родину в годы Великой Отечественной войны.
Мы тогда и подумать не могли, что немало подростков, являющиеся гражданами Советского Союза, были завербованы немцами в качестве своих агентов для сбора разведданных, совершения диверсионных актов и других целей.
В то время это была закрытая информация, и об этом было известно только в определенных структурах. И лишь по прошествии многих десятилетий с этих документов был снят гриф секретности.
Сейчас выясняется, что германские разведывательные структуры широко использовали детей в своих целях, понимая, что в прифронтовой полосе и тылу ребёнок - подросток меньше привлекает к себе внимание. Наоборот, во многих случаях он встречает сочувствие и поддержку со стороны большинства военнослужащих. И немцы этим умело пользовались.
Детей вербовали различными способами. Они проходили глубокую психологическую обработку, многим внушали веру, что действуя против Красной Армии, они помогают своей стране освободиться от ненавистного режима. Способов вербовки было множество.
Детская психика неустойчива, и часто немцы добивались нужных результатов. При этом они широко применяли методы подкупа детей, шантажа или угроз. Активно использовать советских детей-подростков германские разведслужбы начали с первых дней войны.
В декабре 1941 года Особым отделом НКВД Юго-Западного фронта было разослано распоряжение (ориентировке No 1244/6) об обязательном задержании всех подростков, без исключения, находящимися в прифронтовой полосе и тылу действующих армий, и которые утверждают, что они являются сиротами, или потеряли своих родителей в ходе эвакуации.
Связано это было с тем, что в середине ноября в прифронтовой зоне были задержаны трое подростков, которые, как выяснилось, были посланы с немецкой стороны для сбора разведданных.
Удивлял их возраст. Самому младшему было восемь лет, а старшему - десять. Подросток, назвавший себя Сергеем Смирновым, дал признательные показания, ценную информацию и ориентировки на других детей, выполняющих задания немецких разведорганов в нашем тылу. Благодаря этому в районе села Дробышево вскоре были задержаны еще два подростка, являющиеся немецкими агентами: Мартынов Владимир и Черкашин Николай.
Подростки, задержанные вместе со Смирновым и назвавшиеся братьями Кукатыми (Сергеем и Константином), на первых допросах от дачи показаний отказались. По показаниям Смирнова, эти подростки действительно являются братьями, только настоящая их фамилия - Нестеренко.
Из показаний Смирнова стало известно, что в Бобруйске немцами была организована школа по подготовке подростков ведению разведывательной деятельности. В школу собирали детей, которые по различным причинам оказались без родителей или были сиротами.
Сам Смирнов и братья Нестеренко в течение месяца проходили в этой школе курс обучения, и в этот период там проходили обучение ещё около пятидесяти подростков в возрасте восьми-двенадцати лет.
Впоследствии его и братьев Нестеренко, а также еще семь подростков, прошедших обучение в этой школе, переправили через линию фронта на советскую сторону.
Николай Черкашин (возраст 12 лет), задержанный благодаря показаниям Смирнова, 26 ноября, сообщил, что его с Мартыновым и еще одним подростком, фамилию которого он не знает, а знает только имя - Григорий, перебросили через линию фронта 17 ноября, для сбора разведданных.
Черкашин также сообщил, что раннее он проживал на подконтрольной Красной Армии территории, в селе Лиман, но поддавшись уговорам Мартынова, отец которого раннее перебежал к немцам, и просто ради любопытства, 2 октября пересек с товарищем линию фронта. После задержания немцами они встретились с отцом Мартынова, который работал при немецком штабе охранником. После того, как подросткам пообещали вознаграждение, они дали согласие на сотрудничество с немцами, и за полтора месяца совершили девять разведвыходов.
В ходе допроса Черкашина стало известно, что подростками Лазаревым Иваном (14 лет), Рыбаченко Евгением(15 лет), Ивановым Виктором (13 лет), постоянно проживающими при немецком штабе, за период работы на германскую разведку совершено до ста разведвыходов каждым, на территорию, подконтрольную Красной Армии. Также он сообщил имена четырех девушек, младшей из которых было 15 лет, а старшей 19 лет, которые являлись агентами немецкой разведки.
К полученной информации в Особом отделе фронта отнеслись со всей серьезностью и потребовали от Особых отделов армий провести ряд мероприятий по выявлению подростков, являющихся немецкими агентами.
И это только одно сообщение. Да, узнавать об этом неприятно. Не все дети были героями, не все сражались с врагом. Были и такие, которые сотрудничали с оккупантами, и это происходило по разным причинам. И что тут можно сказать? Война искалечила множество душ и поломала множество судеб.
Уверен, что не все из этих подростков были изобличены. Возможно, что кто-то, перейдя линию фронта, просто уходил в тыл и больше не возвращался и до конца своих дней хранил в себе эту тайну.