Государственный Эрмитаж вот уже почти год проводить постоянную выставку "Галерея костюма", где можно прикоснуться к истории. Текстиль тоже имеет свою историю, поэтому народная тропа в музей костюма не зарастает. Историки моды, технологи, искусствоведы и обычные люди находят немало удовольствия в посещении уникальной экспозиции, тем более что время от времени экспонаты меняются.
Открывшаяся в декабре 2017 года "Галерея костюма" позволяет ознакомиться с красивыми наряды прошедшей эпохи. Тут и ткани, и вышивка, и кружева, и гобелены. Особой популярностью пользуются платья коронованных особ, но самое интересное - как удалось сохранить такое историческое разнообразие.
Как императорские костюмы пережили Гражданскую войну и куда их раздавали
В 1917 году, когда российскую монархию свергла Октябрьская революция, встал вопрос о богатом убранстве множества дворцов, резиденций, музеев. По распоряжению Ленина вещи из национализированных особняков поступают на хранение в тогдашний Русский музей.
Позже наряды знати и венценосных особ время от времени выставлялись на экспозициях на тему мещанского образа жизни, полного отсутствия чувства меры и элементарного вкуса царской эпохи.
Но после Гражданской войны отношению к царским нарядам и дворцовому текстилю было пренебрежительное. Действительно, в обнищавшей стране никому не было дела до пышных нарядов угасшей эпохи. Но с приходом НЭПа интерес к красивой жизни, в которой есть место изысканным вещам, возрождается.
Во второй половине 1920-х годов музей Зимнего решил распродать вещи, которые не имели особой музейной ценности. У Комендантского подъезда дворца в особых смотровых комнатах можно было приобрести разное из дворцов и царских резиденций: шпалеры и ковры, шкуры животных и обивочную ткань, даже костюмы императрицы продавалось за копейки, но недолго.
Для того, чтобы разгрузить запасники Музее Революции, из Зимнего стали распределять вещи в близлежащие музеи.
Куда эвакуировали ценности Эрмитажа во время Великой Отечественной?
В конце тридцатых дворцовые текстильные сокровища обретают более-менее постоянную прописку в Музее Революции, располагавшемся в Зимнем дворце. И лишь в 1937 году коллекции попадают в Музей этнографии народов СССР.
Вскоре оказывается, что такой шаг был неверным: помещения Музея этнографии не приспособлены для хранения такого количества ценных лотов. Так что в 1941 году уникальный текстиль перемещают в Эрмитаж, в новообразованный отдел истории русской культуры.
После двадцати лет постоянных перемещений коллекции текстиля приходится совершить еще несколько вынужденных перемещений — во время блокады часть экспонатов эвакуируют на Урал, откуда они возвращаются лишь в 1946 году.
Несмотря на сложнейшие условия быта и работы в послевоенной стране, специалисты продолжили работу по поддержанию уникальных экспонатов в надлежащем виде. Благодаря их профессионализму и личному энтузиазму, сегодня мы можем наслаждаться посещением Музея костюма в Старой Деревне.
Послевоенные мытарства уникальной коллекции императорских нарядов
Множество ценных экспонатов было утеряно после развала СССР, но были и более ранние потери. В период 1950-70 гг. Эрмитаж обязали поделиться своим фондом с другими союзными музеями.
Часто передача уникальных экспонатов проводилась при полном отсутствии логики: в Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник присылали, например, костюмы камергеров.
До сих пор непонятно, зачем палеонтологам выставлять парадный дворцовый кафтан с золотым шитьем. Наверное, для повышения общеобразовательного уровня - в этом СССР не было равных.
Разумеется, уникальные экспонаты, которыми Эрмитаж поделился с республиканскими музеями, после развала Союза стали собственностью суверенных государств.