Найти тему
Бецалэль Ариэли

О Фестивале Практиков Таро (СПб) 2018

Главный зал, в котором проходил Фестиваль
Главный зал, в котором проходил Фестиваль

В России "Фестиваль практиков Таро" в Санкт-Петербурге считается самым старым мероприятием такого рода, посвященным Таро. В этом году он проходил уже в девятый раз. На его фоне московский и ростовский Фестивали - гораздо моложе, при их подготовке и проведении уже использовался аналогичный опыт петербургского Фестиваля.

Этот Фестиваль длится два дня, для его проведения выбирают выходные в октябре. В этом году он выпал на 20-21 октября. Лично для меня это было первое посещение данного мероприятия, и с любезного согласия организаторов я сразу оказался в роли ведущего собственного мастер-класса.

Главным организатором и движущей силой мероприятия является Алена Солодилова-Преображенская, руководитель Школы Психологического Таро. Параллельно с ее подходом и школой на Фестивале представлены многие другие - специалисты и мастера Таро съезжаются из разных городов России и стран СНГ. В этот раз Алена особенно подчеркнула, что наконец-то на Фестивале представлен и Израиль (в моем лице).

Если спросить иностранцев или жителей других городов России, с чем у них в первую очередь ассоциируется Санкт-Петербург, какими, вы полагаете, будут ответы? Обычно первые ассоциации возникают с культурой - музеями, художественными выставками, историческими памятниками. Россияне даже привыкли называть этот город "культурной столицей" своей страны. Для проведения Фестиваля Таро было выбрано место, вполне отвечающее таким ожиданиям, - Васильевский Конгресс-Холл. Весьма впечатляющее здание, которое, пожалуй, можно было бы назвать картинной галереей - стены залов и коридоров в нем завешаны разнообразными картинами.

Этажи Васильевского Конгресс-Холла
Этажи Васильевского Конгресс-Холла

Такая обстановка как нельзя лучше резонировала с тематикой мероприятия. Важно не забывать, что Таро - это не только эзотерика, но для многих еще и искусство. За века развития Таро художники, даже неразбиравшиеся в предсказательных методах, рисовали собственные колоды, просто чтобы выразить посредством своего изобразительного таланта глубокие идеи и переживания, открывавшиеся им в арканах.

Мастер-классы специалистов шли в три параллельных потока. Каждому ведущему было выделено 1 час 15 минут на выступление. Для этих целей организаторы Фестиваля позаботились арендовать залы на трех разных этажах здания. Тематика выступлений охватывала широкий диапазон, цели мастер-классов тоже были разными: в некоторых случаях - рассказать о собственной методике, в других - научить практическому использованию, или провести участников через определенные переживания, или вовлечь их в игру и т. п.

Для меня "пропуском" на Фестиваль, по-видимому, стала чуть менее года назад созданная мною (при содействии художника Йосефа Иорданишвили) колода "Еврейское Таро". Еще до своего фактического появления она привлекла внимание не только рядовых "пользователей", но и некоторых авторитетных тарологов, чья грудь звенит от собственных регалий. Когда вследствие создания колоды меня сделали членом российского Таро-Клуба и присвоили степень Мастера Таро, я все чаще стал получать приглашения выступать на различных мероприятиях (как онлайн, так и офлайн), связанных с данной темой.

Еврейское Таро. Автор: Бецалэль Ариэли
Еврейское Таро. Автор: Бецалэль Ариэли

Поскольку свои колоды я вез в Петербург, чтобы продать их на Фестивале всем желающим, то специально попросил, чтобы мое выступление назначили на воскресенье. Дело в том, что суббота (шаббат) для меня - священный день, в который, следуя еврейским правилам, я предпочитаю не заниматься торговлей или работой. Поэтому весь первый день Фестиваля я имел возможность ходить в роли слушателя по мастер-классам других ведущих и составлять свои впечатления.

Ведущие представляют темы своих выступлений
Ведущие представляют темы своих выступлений

Обычно перед мастер-классами все ведущие, которые должны были выступать параллельно в очередных двух "линейках", выходили вместе перед аудиторией в большом зале, и каждый кратко рассказывал о том, чему будет посвящено его выступление.

Заслуживает внимания тот факт, что многие выступления мастеров затрагивали Астрологию. Таро вообще всегда было тесно связано с этой наукой через сиволизм арканов и различные, выработанные в оккультных школах системы соответствий. А в наше время на рынке эзотерических услуг Таро и Астрология все больше сближаются - главным образом, потому что клиенты и к астрологам, и к тарологам приходят с похожими вопросами. Специалисту, работающему в одной из двух этих областей, зачастую оказывается удобно и выгодно освоить также и вторую, хотя бы в общих чертах.

К таким "астрологическим" выступлениям на Фестивале можно отнести мастер-класс Натальи Гедике "Магия дня рождения". Она предлагала выкладывать картами двенадцать домов гороскопа, а затем заменяя отдельные карты на другие, корректировать будущее, стараясь сделать его более благоприятным.

Многие предпочитают не переносить напрямую карты на гороскоп, а пользоваться их нумерологическими значениями. К примеру, берется день, месяц и год рождения: эти числа сокращаются, пока не попадут в интервал от 1 до 22, чтобы их можно было выразить Старшими Арканами. В результате человек узнает, какие арканы соответствуют дате его рождения. Затем с ними совершаются дополнительные манипуляции - например, к году рождения прибавляется нынешний год, и получается аркан, который должен указать на то, чем этот год порадует (или огорчит) данного человека. Этот метод на Фестивале ярче всех был представлен Ириной Матюльковой.

Неоднозначность таких нумерологических рассчетов очевидна. Существуют два основных метода "сокращения" больших чисел. Согласно первому из них, все цифры в большом числе складываются, пока результат не попадет в интервал 1 - 22. Например, 2019 год.

2 + 0 + 1 + 9 = 12. Таким образом, это 12-й аркан - Повешенный.

Второй метод - получение остатка от деления на 22. Иными словами, мы вычитаем 22 из исходного числа до тех пор, пока в остатке не будет число меньше 22.

2019 / 22 = 91.772; 2019 - (91 х 22) = 17. Это 17-й аркан - Звезда.

В различных школах Таро, существующих на сегодняшний день, используют первый или второй метод, хотя каких-либо теоретических оснований для предпочтения одного из них не существует. В основном, каждый таролог исходит из собственных наблюдений и опыта. Кроме того, дополнительную неопределенность вносит то, что в разных традициях порядок арканов в колоде тоже различается. К примеру, для последователей английской системы Таро 2018 год (дающий после сложения цифр число 11) ознаменовался бы арканом Справедливость, тогда как знатоки французской системы увидели бы в нем аркан Сила.

Если для обычных раскладов номер аркана может и не играть особой роли, то при нумерологических подсчетах он становится решающим фактором, радикально меняющим смысл прогноза. И тогда разночтения в нескольких существующих системах Таро становится трудно игнорировать.

Помимо работы с гороскопами и датами рождения, много внимания на Фестивале уделялось теме сексуальных отношений. Не имея какой-либо проверенной статистики, я все же не сомневаюсь, что тема семьи, любви и интимных отношений была и остается лидирующей среди клиентов, решивших отправиться к тарологу за помощью. Первым выступлением на эту тему был мастер-класс Натальи Лесной "Архетипы мужской сексуальности в фигурных картах Таро Манара".

Честно вам признаюсь: колода Манары меня чрезвычайно отталкивает своей эстетической стороной. И дело здесь не в том, что в ней присутствуют откровенно порнографические карты - я считаю, что можно сделать действительно красивую сексуальную колоду Таро; но если говорить о Манаре, эти картинки совершенно не подразумевались как предсказательный инструмент. Первоначально они были нарисованы для комиксов и лишь позже возникла идея превратить их в Таро. Тем не менее, в современной таро-культуре к этой колоде прибегают многие - возможно, из-за отсутствия более достойных альтернатив в рамках той же сексуальной тематики.

Наталья Лесная рассказывает о сексуальном поведении мужчин и женщин, классифицируя его по фигурным арканам Таро Манара
Наталья Лесная рассказывает о сексуальном поведении мужчин и женщин, классифицируя его по фигурным арканам Таро Манара

Мастер-класс, проведенный с колодой Манары, довольно интересно разложил модели поведения мужчин в отношении женщин и то, какая реакция возникает со стороны женщин в ответ. Мне, как человеку мало изучавшему эти вопросы даже с позиции обычной психологии, безусловно некоторые аспекты открылись по-новому. Пажи в колоде интерпретировались как первичное, еще не очень зрелое поведение мужчин (скорее, молодых), так или иначе стремящихся удовлетворить свои желания или самоутвердиться за счет женщины. На том этапе, когда женщине удавалось достаточно крепко привязать к себе мужчину, вступали в свою роль Рыцари (точнее - Рыцарши) колоды Манары. На всех этих картах видно, как женщина ведет себя по отношению к своему коню (коим и выступает мужчина). При этом естественные реакции женщины на поведение мужчины-пажа выражаются королевами, а реакции мужчин на женщин-рыцарей - королями.

Выступление Елизаветы Котаевой также строилось вокруг темы секса. Предложенные ею расклады отвечали на вопросы о том, как человек относится к своему телу и к телу партнера; в чем его основной интерес, от чего он получает больше всего наслаждения, или что вызывает у него стыд и т. д. После того, как этот расклад был объяснен, в зале возникло желание опробовать его на примерах. Было трудно решить, кого мы успеем рассмотреть по такому раскладу - естественно, не всякий согласился бы лечь "под микроскоп", чтобы его сексуальность анализировали на глазах у других. Поскольку ведущая была активной приверженницей "Таро Тота" Алистера Кроули, я предложил взять самого Кроули как объект для исследования. Известно, что его сексуальная жизнь была бурной и далеко выходила за рамки всего, что в то время считалось нормой.

Мы с Елизаветой Котаевой делаем расклад, анализирующий сексуальность Алистера Кроули
Мы с Елизаветой Котаевой делаем расклад, анализирующий сексуальность Алистера Кроули

Получившийся расклад в целом был довольно убедительным. В нем нарисовался образ человека, почти лишенного каких-либо теплых чувств к людям, но активного в сфере секса с точки зрения рационального самопознания и ради выплеска своих агрессивных импульсов.

Некоторые из выступавших на Фестивале делились малознакомыми и новыми для широкой аудитории предсказательными инструментами. Сюда можно отнести выступление Алексея Лобанова на тему "Оракула профессора Сведенборга". Сами карты выглядели менее экспрессивными, чем большинство колод Таро, но вызывали чувство четкости и методичности работы с ними. Сам метод их выкладывания квадратом, который затем "разматывается" по спирали, безусловно уникален.

Я не могу описать все мастер-классы, проходившие на Фестивале, и ограничиваюсь теми, на которых лично довелось присутствовать. Для меня интересным опытом была игра, основанная на колоде Таро, которую проводила Елена Левитина - один из организаторов Фестиваля.

Для этой игры колода делилась на три части: старшие арканы, младшие числовые и младшие придворные. Игроки, входившие в процесс каждый со своим особым запросом, сначала доставали себя и общий ответ на свой запрос, а затем делали ходы, бросая кубик, и передвигали свою карту-сигнификатор по игровому полю, также состоявшему из 22 старших арканов.

Сам принцип аналогичных игр с Таро не был для меня в новинку. Здесь уместно было бы припомнить игры "Древо Жизни" или "Лабиринт Минотавра" Натальи Дижур. Но в случае с этой игрой на Фестивале игрок не ограничивался ходами и интерпретацией выпавших значений. Ведущая добавляла элементы расстановок и соматической работы с телом - необходимо было выразить свои переживания, сделать движение, жест, принять позу и т. д., чтобы максимально прочувствовать то, что выпадало на игровом поле. От игрока требовалось раскрыть в себе энергии арканов, а не только увидеть их в картах. Конечно же, как и в других мастер-классах, я выразил желание стать активным участником, и вместе с другим игроком (женщиной из Украины) стал проходить этот процесс. С моей точки зрения, карты выпадали очень точные и ясно отражающие ситуации - как мою, так и ее. Однако в процессе их переживания у моей напарницы по игре явно возникли трудности. Конечно, отведенного времени было недостаточно, чтобы пройти процесс до конца. Думаю, полное проживание такой игры могло бы стать ценным опытом для любого.

Мое собственное выступление было посвящено проработке мотивации у клиентов, а демонстрировал я его, главным образом, на раскладах по теме карьеры и бизнеса. Опыт работы с клиентами показывает, что в деловых сферах запросы у людей, как правило, более четкие. Эмоции не мешают им рационально мыслить и формулировать то, чего они хотят. Они меньше подменяют действительность некой воображаемой картинкой и готовы реалистично взглянуть на вещи, понимая, что их успех зависит, в первую очередь, от точной и трезвой оценки ситуации. С другой стороны, в вопросах любви и семьи люди очень часто говорят не то, что думают, стесняются самих себя, ходят вокруг да около. Лично мне как человеку с рациональным складом ума гораздо интереснее работать с клиентами из деловой сферы. В прошлом я имел опыт не только разовых консультаций таких людей, но и сопровождения их бизнеса на протяжении довольно долгих отрезков времени. Обычно, когда клиент сидит перед тобой уже не впервые, и ты, и он хорошо понимаете, чего вы можете ждать от проведенного вместе времени. Если бы результаты не удовлетворяли его, он не превращал бы такие встречи в регулярные.

Показываю аудитории устройство духовных миров согласно Каббале
Показываю аудитории устройство духовных миров согласно Каббале

Как каббалист я первым делом обрисовал собравшейся аудитории модель мироздания, состоящую из отдельных планов (миров) и парцуфов (ипостасей). Мы практически не касались древа сфирот, так как эта каббалистическая схема среди тарологов как раз общеизвестна. Понимает ее каждый по-своему, большинство тарологов никогда не видели оригинальных источников по Каббале, а всю информацию о ней получили по некачественным переводам и пересказам. Мне не хотелось вступать в дебаты с какими-либо укоренившимися предрассудками, поэтому, вместо древа сфирот, я сосредоточил усилия на том, чтобы объяснить, как высшие парцуфы (субличности или ипостаси) проявляются в раскладах с клиентом. Чем более высокий парцуф мы затрагиваем, тем более истинную и сущностную волю он отражает.

- Есть воля Бога, которая одновременно является и глубочайшей волей каждой отдельной души.

- Есть воля, которая руководит жизнью души между всеми ее воплощениями.

- Есть воля, с которой душа приходит в отдельно взятое воплощение, чтобы выполнить ту или иную задачу.

- Есть воля, связанная с текущей задачей, скажем, масштабом в несколько лет, на которой человек решил сконцентрировать усилия. Здесь уже не обходится без приспосабливания своей воли к условиям среды, общества, чужих мнений.

- Наконец, есть сиюминутная воля, связанная с теми действиями, которыми человек занят в данный момент.

В действительности каббалистическая модель чрезвычайно гибка и растяжима. Она позволяет взять любой фрагмент общей системы и отыскать в нем все те же фрагменты, одним из которых он являлся. В каждой из десяти сфирот есть свои десять сфирот и т. д. Поэтому человеку, хорошо владеющему аппаратом Каббалы, не составит труда любую ситуацию рассмотреть структурно, выделить духовные корни происходящего, отыскать причины и следствия.

Моей задачей было показать аудитории, что не всегда оговоренная задача клиента совпадает с тем, в чем состоит его воля на самом деле. Если специально вытаскивать в раскладе карту, которая будет обозначать Высшую Волю (или Истинную Волю), она поможет понять, насколько наш клиент действительно движется туда, куда заявляет. И следовательно, эта карта сформирует доверительное или скептическое отношение ко всему раскладу в целом. Если в позиции Высшей Воли выпадает негативная карта, это указывает не на стремление к цели, а на избегание каких-то тревожащих обстоятельств. В таком случае всегда можно посоветовать клиенту сначала решить, чего он хочет на самом деле - для этого можно достать еще одну карту, которая покажет ситуацию глазами более высокого парцуфа. Затем дальнейший расклад может показать, что для избегания того, о чем он волнуется, могут и не понадобиться намеченные им действия.

Было приятно видеть, что на мое выступление собрался полный зал. Я специально попросил зал с проектором, чтобы можно было показывать на стене расклады Таро, которыми я иллюстрировал эти духовные законы. В этом зале на 4-м этаже помещалось человек 30, и пока я выступал, он весь был заполнен, так что некоторым даже приходилось стоять у стены. Вся последующая часть воскресенья пролетела быстро - я уже мало мог вникать в выступления остальных мастеров, так как больше приходилось делать расклады для желающих, отвечать на вопросы или продавать Еврейское Таро.

Завершение Фестиваля ознаменовалось лотереей призов. Все, кто оставили письменный отзыв о том или ином мастер-классе, могли получить подарок. Это были либо бесплатные консультации, либо книги, либо различные аксессуары. Я подарил для лотереи мешочек для карт.

Если подводить итоги, хочется отметить, что такие масштабные мероприятия, которые в наши дни проходят уже в разных городах и странах, показывают заметный поворот в общественном сознании. Двадцатый век очень глубоко загнал мышление людей в искусственные рамки, навязанные государственными идеологиями. Сегодня общество возвращается к пониманию того, что реальность не определяется законами физики, и что духовные силы играют гораздо более важную роль в нашей жизни. Что ж, это осознание раньше или позже неизбежно, поскольку в каждом человеке живет частица Бога, и она не успокоится, пока не получит полной реализации. Чтобы этот процесс начался, важно избавиться от материалистических стереотипов и открыться силам более высокго порядка. Надеюсь, что Фестиваль Таро, как и другие массовые эзотерические мероприятия, будут вносить ощутимый вклад в духовную эволюцию человечества.

-8