Аленке два с половиной года. Пришла вначале в садик с интересом, общалась с детьми, играла. Нравились занятия. А потом стала плакать. И как увидит, что детки спать собираются, причитает: «Буду спать с мамочкой». Дома братик маленький с мамой сидит. И бутылочка ждет Аленку перед сном. Мама под бочок. Большой сильный папа, который каждый раз маме высказывает: «Зачем этот садик нужен, держи дома». Дома до братика вообще была полностью любимицей семьи, сейчас ревнует, что пальму первенства пришлось делить. Да, ещё, как делить: Аленка в садике, а братик – дома, с мамой. Хочется тоже рядом с мамулечкой-роднулечкой.
Аленка на второй месяц посещения садика осталась спать. Первый день спала. На второй проснулась и горько плачет, но разговор с взрослыми ведет.
«Буду спаааать дома, с маааамочкой»- держа двух своих плюшевых зайцев в руках, плачет малышка.
«А как ты будешь спать дома?» - спрашиваю.
«В кроваточке своей и с бутылочкой. И с мамой» - сообщает Аленка.
«А покажи свой ротик, зубки у тебя есть?»
«Да, есть, вот они».
«Значит, ты уже сама кушать можешь, жевать вот так (показываю)»
«Могу».
«А бутылочка ж для тех, кто кушать сам не может, жевать не может».
«Я могу».
«И детки тут все взрослые уже, сами в кроватку ложатся и спят. И игрушки свои, как мамы, рядом укладывают и их качают. И ты взрослая?».
« И я - взрослая» - смеется Аленка. Стала рассказывать, что у неё есть, что она умеет.
А на следующий день со своим зайцем легла и уснула.
А вот Катя и Тимур в спальне спать не захотели. Кричали, деток будили. Дневного сна у них нет дома. А у Кати, если и есть, то у мамы под боком. Переложили их из спальни на кровати в группу. Лежат с удовольствием, VIP – места у них, тихо отдельно от других деток, если что беспокоит, подходят к ним педагоги, гладят их, хорошими детками называют.
Вот так и ищем подходы, чтобы как можно более гладко адаптация у ребенка прошла. Но так хочется, чтобы и родители брали ответственность за этот процесс и готовили ребенка к посещению садика заранее, дабы избежать тяжелой адаптации ребенка и его травматизации.
Собрались вести в детский сад и хотите ребенку как можно более легкой адаптации, тогда:
- Хорошо подумайте, к какому возрасту ребенок будет морально готов к детскому саду (в промежутке 2-4 лет). Ребенка можно воспитывать и дома.
- Садик не является обязательным звеном в системе образования, но, если Вы собираетесь ребенка излишне опекать, или наоборот не обращать на него внимания, не заниматься с ним, то тогда лучше отдавайте в садик. Пусть уж детей приучат к самостоятельности и дадут знания за Вас;
- Если нет возможности подбирать время под ребенка, например, надо срочно выходить на работу и нет возможности сидеть дома, денег нет, то Вам нужно ребенка к детскому саду подготовить (впрочем, готовить ребенка к детскому саду нужно в любом случае);
- Ребенка, идущего в детский сад, необходимо отучить от груди, от бутылок, сосок, спать в кроватке с мамой;
- У ребенка должны быть сформированы по возрасту культурно-гигиенические навыки. Уже двухлетний малыш способен: проситься и ходить на горшок, самостоятельно есть ложкой, прожевывать пищу (да, да, и таких умений, бывает ,нет, если еда прокручивается родителями на блендере и дается бутылочка), одеваться с помощью взрослого;
- Перед посещением садика режим дома нужно приблизить к садиковскому;
- Необходимо создавать ребенку среду для общения с другими детьми (ходить в гости, на площадки, кто-то ходит в развивающие центры, если есть финансовая возможность);
- Хорошо примерно с полутора лет оставлять малыша на несколько часов, полдня с бабушками, дедушками, тетями … Это позволяет ребенку потихонечку сепарироваться от мамы (психологическая пуповина начинает рваться с полутора лет и к трем годам ребенок начинает воспринимать себя отдельной единицей), что позволит потом легче привыкнуть к садику;
- Подписывайте ребенку вещи, маленькие дети их часто не знают, а воспитатели не ясновидящие;
- Твердо определитесь: хотите Вы отдать ребенка в садик или нет, иначе Ваша неопределенная позиция будет передаваться ребенку, он будет заражаться тревожностью и стараться манипулировать Вашим состоянием;
- Не обсуждайте при ребенке, как ему плохо в детском саду;
- В адаптации важным фактором является стабильность. Если Вы решите один день водить ребенка, другой - жалеть и держать дома, то так Вы ему, наоборот, нервную систему расшатаете;
- В шкафчике должно быть много сменных трусиков, маечек, колготок.
Автор: Оксана Танкова, практический психолог Теги: адаптация, детский сад, ребенок, культурно-гигиенические навыки, родители