Я сегодня впервые в жизни о ней серьёзно задумался. Правда. Вот сел и задумался. Честно говоря потому, что даже в моём непреклонном возрасте работать надоедает. Не настолько, как в семьдесят, но грустные мысли это, конечно, навевает.
У многих из нас неплохое образование и интересная работа. Правда. Мне повезло - именно ПОВЕЗЛО - получить знания о том, что мне интересно и работать с тем, что мне нравится. Да, устаёшь, да тяжело, да нервно. Но это интересная работа с которой не соскучишься. И многие мои ребята так же. Пенсию мы не ждём, нам это не просто далеко и не интересно - нам это не понятно. Мы занимаемся любимым делом и только смерть может нас остановить.
Но оцени хотя бы свой путь на работу, приятель. Утро ты, вероятно, начинаешь с кофейни, где усатый дилер с десятью классами образования снабжает тебя утренней дозой. Думаешь, он хочет наливать кофе до самой смерти? А кондуктор в твоем трамвае? Радости полные штаны небось от мысли об этой каторге до гробовой доски. А заодно вспомни продавщицу в сигаретном ларьке напротив, таксиста, который везет тебя когда ты опаздываешь, уличного специалиста на заправке. Им концепция пенсии понятна и близка - они выполняют работу, которая до сих пор нужна, но счастья в жизни явно не прибавляет. И, вспоминая о недавнем повышении пенсионного возраста, они не хотят даже думать о макроэкономических показателях и перспективах роста пенсионных накоплений - им просто УЖЕ опостылело заниматься тем, чем они занимаются.
Потом я сел за калькулятор и взялся считать. Допустим что среднестатистический россиянин работает с 25 лет - долго учился, долго тупил, армия, туда-сюда, не важно. Сделаем такое допущение. Пенсионный возраст мысленно сохраним старый - 60 лет для дядечек. Мысленно сделаем дядечке среднюю по стране зарплату - в недавно объявленные 42,5 к я не верю, давайте скажем 30 тысяч рублей. Причём официально - опять же, сделаем такое допущение. Открываем гугол - узнаём что работодатель отдаёт на обязательное пенсионное страхование 22% от его заработной платы - то есть 6600 в месяц. То есть 79 200 рублей в год. А за 35 лет его честной работы во благо себя и окружающих, пенсионный фонд получит от него 2 772 000 (два миллиона семьсот семьдесят две тысячи) рублей.
Заходим на сайт пенсионного фонда, не планируем детей и уход за инвалидами (там серьёзно спрашивают, запланировал ли я такие развлечения), рассчитываем пенсию за 35 лет. Вуаля - наша страховая пенсия чуть больше 15 000 рублей. Накопительная? А у кого где. Единственное что я хорошего для своей пенсии в жизни сделал - накопительную перевел в частный фонд, когда НПФ взялся её активно замораживать. После стольких заморозок сильно ли увеличится пенсия? Ой сомневаюсь. Отдадут ли наследникам эти 2 772 000 рублей, не додав их мне? Ой сомневаюсь.
В такие моменты, откровенно говоря, опускаются руки. Во-первых потому, что чётко осознаешь, что работать придётся до самой смерти - хочешь ты этого или нет. Во-вторых, вспоминаешь истории про необходимость повышения пенсионного возраста, ленность тех бесстыдников, что хотят рано или поздно выйти на пенсию и то, что нормальные люди давно нормальную работу нашли. Но вот беда - юрист, дизайнер, веб-разработчик и ассенизатор устать могут одинаково. Вот только ассенизатор может без первых троих прожить, при большом желании, а вот они, бедняги, без него могут случайно захлебнуться в собственных мыслях. Наглухо.