Найти тему
Что там на Сотбис?

«Искусство без срока давности»: как люди возвращают изъятые у их предков картины

Оглавление

В ноябре Sotheby's проведет аукцион двух картин художников Эрнста Людвига Кирхнера и Оскара Кокошки. Стоимость каждого полотна в отдельности может достигнуть $20,000,000.

Обе картины были недавно возвращены музеями наследникам известного арт-дилера Альфреда Флехтайма. Он лишился своей коллекции картин из-за прихода к власти в Германии нацистской партии. Спустя 80 лет историческая и культурная справедливость восстановлена. Сегодня мы решили поговорить о том, как наследники добиваются этой справедливости.

Наследники Флехтайма и покладистые музеи

Альфред Флехтайм был яркой фигурой своего времени. Между двумя войнами он устраивал знаменитые вечеринки, которые собирали знатную публику. Большая часть ее в скором времени отправилась в эмиграцию или куда хуже — в концлагеря.

Альфред был одним из первых коллекционеров Пабло Пикассо в Германии, он также симпатизировал кубистам и прочим творцам, искусство которых очень быстро признали «дегенеративным». Когда к власти пришли нацисты, галереи Флехтайма были закрыты, а на него самого была организована травля в немецкой прессе.

В попытках скрыться от недоброжелателей и враждебного режима он отправился сначала в Цюрих, после в Париж, а затем в Лондон, где и умер в 1937 году. Коллекция Альфреда осталась в Дюссельдорфе, где ей прекрасно распорядился один из бывших сотрудников галереи Флехтайма. Он был членом нацистской партии, и как только на арт-дилера была объявлена травля, проворный мужичок начал искать покупателей на редкие картины. В итоге полотно Кокошки было продано без ведома Альфреда, а картина Кирхнера оставалась у племянницы Флетхейма до тех пор, пока ее не забрал другой деятель партии.

-2

Новый владелец был убит в Германии в 1945 году, а ​​его мать передала коллекцию картин в нью-йоркскую галерею в 1949 году. Картина «Артилеристы» Кирхнера успела побывать в Музее современного искусства, а после была передана в Фонд Соломона Гуггенхайма в обмен на другие произведения.

>> Кстати, на днях мы рассказывали, как и почему музеи отказываются от картин из своих коллекций <<

Потомки Флетхейма заявили свое право на владение картиной, и Фонд Гуггенхайма посвятил два года обширным исследованиям в сотрудничестве с Бюро обработки претензий по делам о Холокосте Департамента финансовых услуг Нью-Йорка. В итоге Фонд пришел к выводу, что Флетхейм действительно лишился своих картин из-за действий нацистов, а значит полотна по праву принадлежат его потомкам.

В этом октябре Фонд согласился передать картины наследникам. Этой же осенью стало известно, что портрет Иосифа де Монтескье-Фесенсака Кокошки был восстановлен шведским модернистским музеем и также будет передан потомкам Альфреда.

Сильвия Сулитцер и совестливый коллекционер

В этом сентябре еще одна картина вернулась в еврейскую семью после долгих лет скитаний. Сильвия Сулитцер наконец воссоединилась с полотном Пьера Огюста Ренуара «Две женщины в саду».

-3

Дед Сулитцер, Альфред Вайнбергер, до прихода нацистов жил в Париже и коллекционировал произведения искусства. «Две женщины в саду» была частью этой коллекции. Как и Флетхейму, Вайнбергеру пришлось бежать, оставив картины. В отличие от арт-дилера из Германии, Вайнбергер оставил свою коллекцию в банковском хранилище. Впрочем, это не помогло, и нацисты забрали ее в 1941 году.

После поражения Гитлера Вайнбергер заявил права на свои картины, но умер, не дождавшись их возвращения. В 2013 году «Две женщины» всплыли в базе данных незаконно присвоенных произведений, на которые претендуют потомки истинных владельцев.

Тогда же Сулитцер узнала, что полотно периодически появлялось на различных аукционах — оно побывало в Йоханнесбурге, Лондоне и Цюрихе. Его перепродавали за внушительные суммы в течение десятилетий, пока его не купил последний владелец. Сулитцер обратилась в ФБР, но это было лишним — человек, купивший картину последним, согласился добровольно вернуть ее семье. Чтобы вы понимали, всю широту жеста, он приобрел произведение за $390,000 — это больше 25,000,000 рублей.

Теперь «Две женщины в саду» снова отправятся на аукцион, но деньги с продажи окажутся у Сильвии Сулитцер.

Возвращение изъятых картин потомкам в России

В истории был период, который поспособствовал оттоку произведений искусства российских художников за границу. Мы говорим о раскулачивании дворян большевиками. В лучшем случае изъятые картины попадали в общественные музеи и галереи, в худшем — перепродавались в частные коллекции за границей.

Есть несколько случаев, когда люди, претендующие на изъятые произведения из российских коллекций, пытались восстановить справедливость. Несколько лет назад потомок Ивана Морозова, французский инженер Пьер Коновалов, подал в суд на Нью-Йоркский музей искусств Метрополитен. Он потребовал возврата картин Поля Сезанна, которые, по его словам, принадлежали его родственнику до прихода к власти большевиков. Стоимость картины оценивается в $70,000,000.

Другой гражданин Франции, наследник Сергея Щукина, выступил с претензиями к Пушкинскому музею, который также имеет в коллекции якобы незаконно присвоенные картины, по праву принадлежащие потомкам Щукина.

Все эти дела ни к чему не привели, а все потому, что процедура реституции — возвращения государством незаконно присвоенного имущества — в России не работает. На то есть достаточно простая причина — вся собственность раскулаченных лиц была национализирована, то есть ее собственником на законных основаниях стал Советский Союз. Есть прецеденты, когда наследникам удавалось оспорить право государства на владение имуществом — например, небольшим поместьем в Ульяновской области. Однако, когда речь заходит о дорогих картинах, которые прошли не один круг аукционов и находятся в именитых международных галереях, рассчитывать на реституцию, к сожалению, не приходится.

Кстати, недавно мы рассказывали историю женщины, которая нашла украденный портрет своей матери на аукционе, и аукционист согласился вернуть картину семье

Если вы хотите узнавать больше об искусстве и мире интересных аукционов, подписывайтесь на этот канал.

Кстати, мы есть и в Telegram