Найти тему
Патриоты Нижнего

Тройка премьер

Оглавление

Начало октября в нижегородских театрах ознаменовалось парадом самобытных премьер. Стартовавший театральный сезон примечателен разнообразием тем и сюжетов. Каждый театр смог подобрать для своей аудитории наиболее точный драматургический материал, поэтому каждую из трех премьер можно назвать удачей в определенном сегменте.

Прошло уже 28 лет с момента первой публикации философской притчи Виктора Пелевина «Затворник и Шестипалый», и, что наиболее всего вызывало опасение перед премьерой, юмор на остросоциальные темы чаще всего скоротечен и реанимации не подлежит. Но 10 октября в театре «Преображение» состоялся первый показ спектакля «Ложное солнце» (16+), поставленного по мотивам этой замечательной повести, и сюжет ее, как оказалось, вполне понятен современному зрителю. Даже узнаваемое музыкальное оформление (из прошлой эпохи) стало дополнительным символичным напоминанием о повторяемости исторических циклов.

Произведение прошло испытание временем и выдержало смену государственного строя и правителей, как оказалось, сатира и язык 90-х не устарели. Выросло и сменилось несколько поколений, возможно, вовсе не читавших раннего Пелевина и потому воспринимающих новую постановку молодого режиссера Олега Бурлакова без привязки и параллелей с советским строем. Необычные костюмы в стиле стимпанк, придуманные художниками Валентиной Гариной и Екатериной Филаретовой, переносят героев в фантастический вневременной период.

Консервная банка – словно бочка Диогена, место убежища Отшельника. Фото предоставлено пресс-службой театра «Преображение»
Консервная банка – словно бочка Диогена, место убежища Отшельника. Фото предоставлено пресс-службой театра «Преображение»

Сатира, афористичные размышления и прообраз тоталитарного общества (в птицефабрике), где пытаются выжить главные герои – два цыпленка-бройлера, привлекают еще и новой мелодраматической темой. Режиссер поменял пол одного из персонажей: Шестипалую играет недавно пришедшая в театр актриса Елена Наумкина. Не забывая об особой специфике «Преображения» – театра музыкально-пластической драмы, исполнитель роли Затворника Сергей Топков в наибольшей степени отвечает в спектакле за красоту и атлетику завораживающих поддержек.

Жизнь в курином социуме решена в жанре комичной пантомимы, а кровожадные работники цеха здесь показаны с вкраплением видеопроекции. Но основная составляющая истории о дружбе (а в нашем случае – любви) двух отшельников все же сконцентрирована автором в остроумных диалогах. Именно опыта «разговорного» театра здесь и недоставало. Мизансцены и пафосный финал свободного полета решены достаточно скромными возможностями сценического оборудования, что, к сожалению, порой разрушает атмосферу спектакля.

Фантасмагория о побеге из убогого мирка и осуществленной мечте летать, даже если ты родился курицей в инкубаторе на конвейере и предначертание твое – быть убитым богами (людьми в белых халатах), чтобы попасть в «Страшный суп», – хороший повод вновь переосмыслить нашу (не)изменившуюся жизнь.

«Харассмент» по-казачьи

Одна из редких советских оперетт, что идет до сих пор во многих театрах нашей страны, композитора Евгения Птичкина, созданная по мотивам «Донских рассказов» (1923) Михаила Шолохова – комедия «Бабий бунт» (16+) была представлена Камерным музыкальным театром имени В. Степанова на сцене ДК «Красное Сормово» 13 и 14 октября.

Одна из причин популярности и долгой жизни, в общем-то, незатейливого произведения – в отсутствии идеологической составляющей. На первый план выходят конфликт характеров и тема равноправия полов, все так же актуальная в наши дни. Не меньшая заслуга случившегося успеха премьеры заключена в легкости отнюдь непростого музыкального жанра и отличной мелодической составляющей.

Для постановки анекдотичной истории из жизни донской станицы были приглашены из Оренбурга режиссер Денис Радченко и хореограф Елена Кудашова. Пестрые костюмы в народной стилистике создала Ирина Шевчук. А сценограф Борис Шлямин минимальными условными средствами (телега, стол, пугало, забор, заросли камышей) создал воображаемый колоритный мирок юга России.

Опытные и совсем еще молодые нижегородские актеры с большой самоотдачей играют, поют и танцуют; их персонажи любят, страдают, расстаются и мирятся – на грани китча. Для усиления комического эффекта они усиленно подчеркивают в репликах «шо» – характерный для южан акцент. По той же причине в постановке появилась необычная пара, работающая практически весь спектакль в пантомиме: Фимка и Клавдия, где долговязая застенчивая девушка – на самом деле актер Мурат Меликов, а щуплый казачок – балерина Юлия Кантаева.

По сюжету, самоуверенный молодой казак Николка (Владислав Бурцев) любит недавно вернувшуюся из города комсомолку Настю – ее играют в разных составах Юлия Пыхтина и Анастасия Павлина. Девушка не разделяет его патриархальные взгляды, перебаламутила женское население прогрессивными призывами: ценить свой труд, не позволять мужчинам обижать слабый пол. Взбунтовавшись, бабы покинули станицу, оставив мужчин одних, но долго такая ситуация не сможет продолжаться.

В итоге не выдержат обе половины – хэппи-энда героям и зрителям не избежать. Здесь важна не предсказуемая развязка истории, а узнаваемость бытовых сценок ревности, обид и прощений, попыток мужьями вести домашнее хозяйство в отсутствие жен и в итоге милосердие женской натуры.

Трагифарс нашего времени

Центр театрального мастерства открыл этой осенью свой третий сезон. Его премьера – спектакль «Дятел» (18+) – первая постановка одноименной пьесы современного драматурга Алексея Житковского.

Показы камерного спектакля «Дятел» проходят в непосредственной близости от зрителей. Фото Юлии Голубевой
Показы камерного спектакля «Дятел» проходят в непосредственной близости от зрителей. Фото Юлии Голубевой

Как признался автор, это произведение – во многом его личная история, в которой он сам и зритель остаются в позиции наблюдателя. Здесь вы не найдете личностного кризиса сродни тому, что испытывает герой фильма «Полеты во сне и наяву», или рефлексии Зилова из «Утиной охоты». Но всех их объединяет тяга к саморазрушению.

Символический образ истинного героя настоящего времени можно найти в Саше Семенове – главном персонаже спектакля «Дятел». Сам не имеет никакой мечты и ничего не делает, чтобы как-то изменить свою жизнь – это общество выбрасывает его из своих рядов. Его в очередь играют актеры Никита Чеботарев и Антон Парамонов. От начала до финальной сцены персонаж пребывает в неизменном состоянии блаженного юродивого, сносящего удары судьбы с неизменной блаженной улыбкой.

Вовсе не сказочная история произошла с ним: после слов «они поженились и жили счастливо» в реальности появилась кабала ипотеки, постылая работа и «незнакомка» – жена, к которой он не испытывает прежних привязанностей. Что-то произошло в его голове – однажды он услышал «пение дятла» и увидел красоту мира вне стен офиса… И шагнул из окна, словно выйдя прочь из условных серых будней добровольного рабства, но не разбился, – судьба не раз будет хранить его.

Из всполоха воспоминаний складывается пазл судьбы – обыкновенная история нашего современника: наивный парень из провинции приехал в столицу, чтобы жить «как все»: зарабатывать деньги, создать семью, купить квартиру. Но романтика юности разбилась о быт. С работы уволил бывший друг, жена ушла, лишив семьи. Единственное, что теперь представляет для него смысл жизни, – маленький сын и вселенская любовь к людям как символ божественного провидения.

Постановка режиссера Александра Сучкова сделана затейливо и увлекательно, без видимых усилий выводит зрителя на знакомую (до зубной боли) тему «лишнего человека». Без традиций русского психологического театра тут не обойтись – мы невольно испытываем сочувствие к этому странному Саше. Намеки на его возраст (Христа) – 33 года, неоднократное напоминание о пророке Ионе, которого проглотил кит, переводят криминальный сюжет на более глубокий притчевый уровень. О вырождении города, погрязшего во лжи и грехе, на подтексте говорит миру прозревший герой. А из образа самого Саши постепенно проступает «герой нашего времени», главная черта которого – инфантилизм.

 Ольга ПЛАКСУНОВА