История Византийской империи – это тысячелетняя история осажденной крепости. Константинополю постоянно приходилось отражать какие-либо нашествия, причем с разных направлений. Не успели поладить с готами, пришли гунны, долго воевали с персами, следом за ними из жарких аравийских пустынь хлынули арабы. А еще были авары, болгары, турки… И – славяне, которые еще в VI веке пересекли Дунай и, как саранча, прошлись по Балканам. Само собой разумеется, что греческие монахи и историки оставили об антах и склавинах (так называются славянские племена византийскими авторами) не самые лестные воспоминания.
Любят демократию, почитают нимф
Одно из первых ярких описаний славян мы встречаем у историка Прокопия Кесарийского, который жил и творил в эпоху Юстиниана Великого. В «Тайной истории» он пишет, что славяне (склавины и анты) вместе с гуннами совершенно опустошили Иллирию, Фракию и Элладу, совершая набеги на эти земли чуть ли не каждый год. И в итоге «вся эта земля стала подлинно Скифской пустыней». А вот как Прокопий описывает славян в другой своей книге - «Войне с готами»:
«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим… Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды… Они почитают и реки, и нимф, и всяких других демонов, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания…
Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, доходящие до половых органов, и в таком виде идут на сражение с врагами...
Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все же они темно-красные. Образ жизни у них, как и у массагетов (гуннов – Ред.), грубый, безо всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы».
Опустошили, сожгли, полонили Элладу
Более лаконичен, но куда более эмоционален комментарий епископа Иоанна Эфесского. И это понятно – в то время, когда жил Иоанн, склавины пересекли Дунай и обрушились на владения империи. В главном своем труде «Церковная история» он рассказывает о нашествии славян на Грецию в середине VI века:
«В третий год после смерти императора Юстина, в царствование императора Тиберия вышел проклятый народ славяне и прошли всю Элладу, области Фессалоникии и всю Фракию. Они захватили много городов и крепостей, опустошили, сожгли, полонили и подчинили себе область и поселились в ней свободно, без страха, как в своей собственной. Так было в течение лет четырех, пока император был занят войной с персами и все свои войска посылал на восток. Поэтому они расположились на этой земле, поселились на ней и широко раскинулись, пока Бог им попускал. Они уничтожали, жгли и брали в полон до самой внешней стены (Константинополя – Ред.) и захватили много тысяч царских табунов…
И до сего времени, до года 895 (584 года – Ред.), они расположились и живут спокойно в ромейских областях, без забот и страха. Они берут в плен, убивают, сжигают, они разбогатели, имеют золото и серебро, табуны коней и много оружия и обучены воевать более, чем ромеи. Они люди грубые, которые не осмеливаются показываться вне лесов и защищенных деревьями мест. Они даже не знали, что такое оружие, за исключением двух или трех дротиков».
Славян нельзя склонить к рабству
Чуть позже, в самом конце VI века, появляется куда более подробное описание славян. Его мы находим в известном военном трактате «Стратегикон», авторство которого приписывают императору Маврикию:
«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения…
Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь…
Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей.
Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые».
Русы никогда не сдаются
Проходит 400 лет, и мы встречаем еще одно яркое и похожее описание славян. Но на этот раз не просто славян, а русов (византийские авторы называют их также росами и тавроскифами). Они появились на Балканах вместе со своим князем Святославом, который вел упорную войну с императором Иоанном Цимисхием. Автор описания – историк Лев Диакон:
«О тавроскифах рассказывают, что они вплоть до нынешних времен никогда не сдаются врагам даже побежденные, - когда нет уже надежды на спасение, они пронзают себе мечами внутренности и таким образом сами себя убивают. Они поступают так, основываясь на следующем убеждении: убитые в сражении неприятелем, считают они, становятся после смерти и отлучения души от тела рабами его в подземном мире. Страшась такого служения, гнушаясь служить своим убийцам, они сами причиняют себе смерть. Вот какое убеждение владеет ими».
©Алексей Денисенков
Понравился текст? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Бросок на Царьград: князь Святослав против византийского императора
Свирепые уродцы: как выглядели древние гунны