Владлен Владимирович Паулус — советский актер и режиссер, творческий расцвет которого пришелся на 60 – 70-е годы прошлого века. В этот период он активно снимался в кино.
Большинство режиссеров видели его в образе «человека в форме». Поэтому чаще всего Паулусу приходилось играть моряков, военнослужащих, сотрудников ЧК и милиционеров.
К числу его лучших ролей относятся эксперт-криминалист Родионов из культовой ленты «Место встречи изменить нельзя», гангстер Акула Додсон в фильме «Деловые люди», майор Данилов в кинокартине «Живые и мертвые».
Детство, начало актерской деятельности
Владлен Паулус появился на свет в далеком Забайкальском крае в 1928 году. Отец занимал пост в системе железнодорожного транспорта, мать была музейным работником.
Когда Владлену было 9 лет, глава семейства попал под репрессии: был арестован и приговорен к высшей мере наказания. Оставшись одна, через некоторое время мать мальчика повторно вышла замуж. В новом браке у нее родились еще двое малышей.
С детства Паулусу хорошо давались точные науки, поэтому после школы он поступил в строительный вуз. Учебу он активно совмещал с занятиями в художественной самодеятельности. Владлен успешно закончил институт и даже некоторое время работал по специальности.
Однако любовь к сценическому искусству заставила его сменить профессию. В 1952 году Паулус стал студентом актерского факультета театра студи МХАТ.
После окончания учебы он один сезон отработал на сцене театра Станиславского. От куда перешел в привлекавший всех прогрессивных молодых актеров «Современник».
Конфликт с Ефремовым, успех в кино
Работа в «Современнике» увлекала начинающего актера. Он активно участвовал в жизни театра. Всегда отстаивал свое мнение, которое далеко не всегда совпадало со взглядами большинства и часто не нравилось главному режиссеру.
Владлен все время находился в конфронтации с творческим коллективом и с самим Олегом Ефремовым. Безусловно, такая ситуация не могла длиться вечно.
Ефремов решил расстаться с проблемным членом труппы. Официальной причиной увольнения стало злоупотребление актера алкоголем. Что было правдой (Паулус в то время действительно часто выпивал) и не могло быть обжаловано.
После ухода из «Современника» у Владлена Владимировича начался период съемок в кино. Благородная, мужественная внешность сочеталась в нем с интеллигентностью и утонченностью.
Такой типаж был востребован в советском кино. Паулусу предлагали роли сильных, умных, волевых людей. Спортсмен, дипломат, майор милиции, офицер советского флота — все эти образы прекрасно удавались актеру.
Однако больших киноролей, приносящих настоящую славу и любовь зрителей, в его карьере так и не было.
Новые сферы деятельности: литература и режиссура
Владлен Владимирович был разносторонне талантливым, ищущим себя человеком. Он закончил Высшие режиссерские курсы, после чего несколько лет проработал режиссером на телевидении.
Паулус стремился проявиться в разных творческих сферах: пробовал себя в живописи и в литературе. Он написал две пьесы. К сожалению, ни одна из них не попала на сцену.
После того, как Паулуса не стало, его друг Олег Даль адаптировал одну из пьес для кино, но разрешения на съемки картины не получил.
Работа в кинематографе приносила Паулусу не только деньги, но и моральное удовлетворение. Он продолжал сниматься и охотно соглашался на любые предложения.
Но судьба уготовила актеру слишком суровое испытание - у него было диагностировано онкологическое заболевание. Болезнь лишила его возможности наслаждаться жизнью и заниматься творчеством.
Последние месяцы актер провел на больничной койке. Он ушел из жизни 28 июня 1979 года, менее чем через год после празднования своего 50-летнего юбилея.