Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру»
Поздней ночью 2 ноября в Нью-Йорке скончался один из ярчайших джазовых трубачей современности — Рой Харгроув (Roy Hargrove). 16 октября ему исполнилось 49 лет.
Джазовое сообщество хорошо знало, что у Роя есть определённые личные проблемы — но при этом его музыкальность, его уникальная творческая многоликость и невероятное мастерство джазового трубача не знали равных, и его игра украшала любой джазовый фестиваль, любой концерт, в котором он участвовал. Его выступления в России — с собственной группой RH Factor в апреле 2004, с Dizzy Gillespie All Stars Big Band в мае 2007 и с собственным квинтетом на фестивале «Триумф джаза» в марте 2018 — были настоящим праздником современного джаза. Именно современного: при безусловном и безупречном владении всем арсеналом выразительных средств джазовой трубы великого прошлого, Харгроув представлял передний край развития джазового искусства, уникальным образом объединяя в своей игре глубокое знание джазового канона эпохи «золотого века джаза» и самое передовое, самое современное музыкальное мышление.
Те, кто видел его, понимали, что этот человек полностью погружён в музыку и живёт ею так, как люди дышат: остановишься — и конец. Рой был очень востребованным музыкантом, несмотря на свои проблемы со злоупотреблением тем, чем не стоило бы. Он много выступал по всему миру, но при этом, когда был в Нью-Йорке, постоянно играл на ночных джемах в джаз-клубе Smalls, причём играл так много и так ярко, как будто ему всё ещё 20 и он всё ещё с жадностью познаёт мир джаза — мир, в котором для него на самом деле практически не оставалось секретов.
Он просто очень любил играть. Он делал многое для того, чтобы возможностей играть у него самого и у множества других музыкантов было больше. Многие ли знают, что именно Рой Харгроув (вместе с двумя партнёрами) основал ещё в 1995 г. нью-йоркский клуб The Jazz Gallery — некоммерческий творческий центр, где не было нужды гнаться за прибылью и поэтому без оглядки на необходимость «продать зал» могли представлять новые, максимально творчески смелые программы десятки самых передовых джазовых артистов? Даже после того, как в 2013 г. «Джаз-галерея» из старого, похожего на сарай зала в Нижнем Манхэттене переехала в новое помещение на пятом этаже здания в престижной части Бродвея, она продолжает работать под придуманным основателями лозунгом «Where the future is present» («Там, где будущее — настоящее»), и хотя Харгроув давно не входил в состав художественного совета «Галереи», он регулярно выступал там с новыми программами.
Рой Энтони Харгроув родился в Уэйко, штат Техас, 16 октября 1969 г. и вырос в Далласе, где учился в Школе искусств им. Букера Т. Вашингтона — одной из лучших детских школ с упором на художественное и музыкальное образование в США; в те же годы эту школу посещали, например, будущие звёзды американской эстрады Эрика Баду и Нора Джонс.
В 1987 г., 18-летним юношей, на мастер-классе в родной школе он произвёл такое сильное впечатление на ярчайшую звезду тогдашнего джазового мэйнстрима, трубача Уинтона Марсалиса, что тот предложил талантливому школьнику выступить вместе с ним буквально на следующий день. Окончив школу, Харгроув полтора года учился в легендарном колледже Бёркли в Бостоне, где получил полную стипендию, но затем перевёлся на джазовое отделение Университета Новой Школы в Нью-Йорке и влился в музыкантское сообщество столицы мирового джаза. Как писал известный джазовый критик и журналист Нэйт Шинен, «появление Харгроува в тесном мирке джазовых музыкантов произвело эффект разорвавшейся бомбы, сопоставимый разве что с появлением самого Уинтона Марсалиса десятилетием раньше». В 1990 г. вышел дебютный альбом Харгроува, «Diamond in the Rough»; он в это время гастролировал с группой Jazz Futures, в которую входили такие же, как он, новые звёзды молодого поколения джазовой сцены, в том числе контрабасист Крисчен Макбрайд и альт-саксофонист Антонио Харт.
Но не только сверстники играли с Роем: одна их первых студийных записей Харгроува была в составе ансамбля ветерана джаза, альт-саксофониста Бобби Уотсона. А в 1991 юношу пригласил участвовать в записи своего альбома «Here’s to the People» сам Сонни Роллинз, колосс джазового саксофона 1950-60-х гг., и даже дал 22-летнему трубачу отдельный номер на альбоме, пьесу под названием «Young Roy» («Молодой Рой»).
Рой Харгроув никогда не оставлял ряды исповедников джазового мэйнстрима: и в своём джазовом квинтете, и в оркестрах, прежде всего в составе «Звёздного биг-бэнда имени Диззи Гиллеспи» и в собственном биг-бэнде, который он регулярно собирал для гастролей и выступлений на фестивалях в последние десять лет и с которым записал мощный альбом «Emergence» (2009), он играл именно мэйнстрим — современный, искушённый, глубоко укоренённый в традиции.
СЛУШАЕМ: Roy Hargrove Big Band «Emergence» (2009)
Но на рубеже веков стилистический диапазон того, что играл Харгроув, значительно расширился. Он не «залипал» в невозвратном золотом прошлом джазового искусства: отдавая ему дань и продолжая работу в мэйнстримовой идиоме, Рой также участвовал в развитии современных стилей афроамериканской музыки, прежде всего нео-соул. Он играет на эпохальном альбоме основоположника нео-соул, певца и мультиинструменталиста Ди Анджело (D’Angelo) — «Voodoo» (2000). Его игра звучит и на ещё одном важном для истории нео-соул альбоме того же года — «Mama’s Gun» Эрики Баду, одноклассницы Роя по школе им. Букера Т. Вашингтона, достигшем «платинового» уровня продаж в США. А на её альбоме 2003 г. «Worldwide Underground» он не только играет на трубе, но и поёт в одном треке: Харгроув был незаурядным вокалистом. Мало того, в 2000 г. он записался и на альбоме «Like Water for Chocolate», который принадлежит к другому, более радикальному направлению афроамериканской музыки — альтернативному рэпу: именно с этого альбома, вскоре достигшего «золотого» статуса по продажам, начался большой коммерческий прорыв выпустившего эту пластинку на лейбле МСА рэпера, известного под именем Коммон.
Вскоре ритмы и мотивы современного ритм-н-блюза («ар-эн-би») и нео-соул зазвучали и в музыке самого Харгроува. Он создал группу RH Factor (название читается одновременно как «Резус-фактор крови» и «Фактор Роя Харгроува»), в первоначальный состав которой вошёл, помимо других первоклассных инструменталистов, и клавишник Джеймс Пойзер, с которым Харгроув работал на записи альбомов Ди Анджело и Коммона и который был исполнительным продюсером двух альбомов Эрики Баду, где играл Рой.
С этим коллективом, в музыке которого хитро и увлекательно соединялись ар-эн-би, нео-соул, хип-хопа и других современных стилей афроамериканской музыки, густо замешанные на джазовом языке изложения материала и импровизации, Рой Харгроув в 2004 г. побывал и в России.
Все, кто знал Роя, отмечали, что после ареста в Нью-Йорке за обладание запретными субстанциями в 2014 г. он начал бороться с несчастной зависимостью, и в последние два года ему удалось преодолеть её. Его физическая форма начала меняться к лучшему, а в музыкальном плане он вновь утвердился на вершине мастерства — с которых, впрочем, никогда и не сходил. Он всё больше гастролировал, 6-10 ноября должен был играть со своим джазовым квинтетом в клубе Blues Alley в Вашингтоне, а на 21-22 декабря были назначены два его концерта в нью-йоркской «Джаз-галерее». Но организм музыканта не выдержал проблем, возникающих при длительном злоупотреблении «веществами»: длительное время Харгроув страдал от болезни почек, и в пятницу у него случилось финальное обострение, приведшее, по словам его многолетнего менеджера Ларри Клотьера, к остановке сердца.
Спасибо за музыку, Рой.
Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх справа внизу) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!