Согласно принципам химии в гомеопатических средствах нет ничего, что может быть активным. Они действуют благодаря растворам, доведенным до малых доз препаратом, считающимся активным до такой степени, что после разведения не остается ни одной молекулы этого препарата. Никто, однако, не мог опровергнуть следующий эксперимент, проведенный в 1988 году французским биологом из INSERM(Национальный институт здравоохранения и медицинских исследований в Париже) Жаком Бенвенистом.
Чтобы понять, нужно знать, что лейкоциты крови, называемые базофильными клетками – базофилами, которые являются частью нашей иммунной системы, имеют в своем составе определенные антитела – IgE. Эти последние представляют собой форму микроскопических гранул, содержащих химическое вещество гистамин. При появлении антигенов эти гранулы выбрасывают гистамин для борьбы с антигеном. Это как раз то, что включает аллергическую реакцию, являющуюся признаком борьбы организма. В этом случае говорят, что они «дегранулируют». Во время своего эксперимента Бенвенист поместил лейкоциты вблизи более-менее доведенных растворов с антигенами. Он продолжал серию опытов до тех пор, пока уровень разбавления не достиг цифры 1 х 10120, то есть пока в нем не осталось ни одной молекулы. Однако с момента разбавления 1 х 1014, полагают специалисты, остается «меньше одной молекулы» антигена в растворе. Таким образом, не было никакого основания, чтобы базофилы дегранулировали.
И тем не менее базофилы дегранулировали.
Феномен был необъяснимым. Он таковым и остался. Исследование было повторено с аналогичными результатами. К этому добавилась дополнительная особенность: степень дегрануляции базофилов уменьшалась по мере разбавлений, потом, при еще большем разбавлении, она снова поднималась. Все происходило так, как если бы раствор хранил память антигенов, которые в нем находились ранее. Этот эксперимент назвали «дело о памяти воды». Бенвенист был осмеян, затем обвинен в мошенничестве.
Известный английский еженедельник «Ланцет», один из тех, которые пользуются авторитетом в медицинском мире, повторил опыт на субъектах, страдающих поллинозом- пыльцевой лихорадкой. Проводился эксперимент, известный под названием «двойной слепой». Он состоит в том, чтобы одной группе пациентов дать лекарство, эффективность которого хотят протестировать, а другой аналогичной группе предложить плацебо: чаще всего это вода с крахмалом. Никто из обеих групп не знает, кто принял настоящее лекарство, а кто ложное. Поначалу раствор содержал пыльцу, вызывающую пыльцевую аллергию, но в форме, принятой пациентами, в нем не было ни одной частицы пыльцы. Однако этот «пустой» раствор уменьшил аллергическую реакцию.
Это был тот же журнал, который разоблачал в 2005 году с максимумом язвительности гомеопатические средства, утверждая, что внутри там ничего нет. Возможно, это было лишь плацебо, но как видно из вышеприведенного, препараты, которые ничего не содержат, также действуют на организм.
Для большей части ученых принимается только то, что доказано экспериментом и соответствует правилам логики. Для других научный ум состоит в том, чтобы принимать во внимание и необъяснимое.