Найти тему
Пила Иванна

Опасная психология

Есть такой замечательный ютюбный блогер – психолог – Вероника Степанова, которая снимает весьма вдохновляющие видео. Вдохновляют они тем, что она столь непринужденно рассказывает про специфические человеческие особенности и потребности, она так легко говорит неприличные слова в кадре, что невольно начинаешь расслабляться, и свои и чужие странности уже не кажутся такими уж странными.

Но как-то она озвучила одну странную идею, которая резанула мне по уху и запомнилась надолго.

Есть такие амбициозные идеи в психологии, что мол подберем мы ключи к человеческой психике, поймем все механизмы и можно будет любого человека вылечить, любого осчастливить, или любому предоставить некоторый вариант удовлетворения его странных потребностей, предоставляя ему социально-приемлимую компенсацию. И врамках таких вот идей Вероника Степанова изрекла как-то мысль, что если бы Чикатилло стал детским хирургом, то никогда бы он не маньячил и все его первезные наклонности были бы удовлетворены в процессе стандартной работы. 

Проблема любой, даже самой лучшей теории заключается в том, что у неё всегда  есть границы применимости, и если вдруг забыть об этом, то можно начать «втирать окружающим какую-то дичь». Каких-то профессиональных знаний мне не хватает, чтобы с полной ответственностью что-то заявлять, но всё же для меня разница между маньяком и врачом хирургом очевидна, как и разница между социально-приемлимой нормой и откровенной патологией.

Да, я слышала раньше такую присказку, что маньяки – это не состоявшиеся хирурги (или хирурги – это несостоявшиеся маньяки?), кому как больше нравится. Я не совсем с этим согласна. Хирург - это человек, к которому пациента привозят уже в бессознательном состоянии. Ну да, у хирурга может возникнуть комплекс Бога, он може почувствовать чью-то жизнь в своих руках, НО маньяку же важно наслаждаться мучениями жертвы, разве не так? А профессия хирурга этого никак не дает.

Вспоминая своё пребывание в роддоме, я бы сказала, что как раз акушер-гинеколог, работающий в роддоме, в большей степени потенциальный маньяк, т.к. в процессе своей работы от и до наблюдает за мучениями «жертвы». Тут чего только не случается. «Жертва» бывает умоляет о кесареве, просит её убить, орёт как безумная. Столько неподдельных эмоций, слез и страданий – ну разве не рай для маньяка. А ещё «жертве» можно засовывать руки в интересные места, и, обязательно, побольнее. Это делают специально, чтобы постимулировать родовую деятельность, если она долго не начинается или не слишком динамична. Но, даже считая, акушеров-гинекологов истинными садистами, я всё равно не могу поверить в то, что не будь у них такой работы, а они бы убивали других людей. Я скорее представлю, что несостоявшийся врач станет грустным бухгалтером, которому иногда томными вечерами будет казаться, что он что-то упустил в жизни, так и не реализовал себя, но вряд ли он будет мечтать о том, чтобы резать других в подворотне…

Ещё одна мысль у Вероники Степановой мне тоже не понравилась: даже если 2-х месячную девочку насилуют, всё равно каким-то образом она сама это выбрала (возможно, даже в прошлой жизни). Слышала я такую идею в психологии, что жертва сама выбирает свой путь. Конечно, нельзя такое говорить, когда человек находится в травмированном состоянии, но если пациент изъявит желание разобраться, почему с ним по жизни всё как-то не так, не как у людей происходит, то в контексте разговора о причинности, можно попытаться разобраться, какова же роль жертвы в происходящем, почему она свернула в ту самую подворотню. Но зачем эту идею доводить до абсурда? Вероника Степанова объясняет это тем, что в признании своей тотальной ответственности за всё происходящее становится понятно, как управлять своей жизнью. Это знание дает лично ей уверенность по жизни, и она предлагает эту парадигму остальным. Парадигма не новая, НО!

Если мы начинаем верить в абсолютную причинность, исключая возможность случайности, то мы получаем безгранично работающую теорию, а точнее веру, не имеющую отношение к действительности. Всем нам порой бывает трудно довольствоваться отрывочными знаниями, и хочется все свои познания сплести в единую сеть, создавая теорию, которая может объяснить всё, но путь этот, к большому сожалению, ложный.

Если критично относиться к подобным идеям, понимая весь гротеск подхода Вероники, то смотря её ролики, возможно, Вы лучше поймёте себя или даже, при необходимости, обратитесь к специалисту, осознавая серьёзность влияния эмоциональной сферы на Вашу жизнь.

Всем психологического здоровья!