Сфокусированный и рассеянный способы мышления — это важные концепты в книгах Барбары Оакли, изучающей процесс обучения. Оакли полагает, что взаимодействие между этими двумя способами мышления является необходимым условием обучения чему-либо.
Сфокусированный способ мышления
При сфокусированном мышлении вы концентрируетесь на том, что вы пытаетесь изучить, решить или понять. Это может быть проблема или концепция, совершенно новая для вас или та, с которой вы уже немного знакомы.
Обучение в сфокусированном режиме — это то, о чем думают люди, когда слышат слово «обучение». В этом режиме вы используете сосредоточенное внимание, чтобы думать исключительно об информации, которую пытаетесь изучить. Когда вы решаете математическую проблему или практикуете конкретное движение в танце, вы находитесь в сфокусированном режиме.
В сфокусированном режиме закладываются первоначальные знания. Сфокусированная практика и повторение тройных акселей, штрафных бросков, математических решений или словарного запаса — это то, что позволяет нам строить фундамент знаний, чтобы в конечном итоге применить его к тому, чему мы в конечном счете учимся — будь то фигурное катание, игра в баскетбол, математика или способность говорить на иностранном языке.
Обучение в сфокусированном режиме сосредоточено внутри и вокруг префронтальной коры, области мозга прямо за лбом. Префронтальная кора отвечает за большую часть наших исполнительных функций, которые связаны с принятием решений, урегулированием проблем, контролем над нашим вниманием и памятью.
Рассеянный способ мышления
В отличие от сфокусированного режима, в рассеянном активируется не одна центральная зона, за этот режим обучения ответственны сразу несколько областей мозга. Когда вы пытаетесь понять новую концепцию, у вас нет существующих нейронных путей, которые могут направить ваши мысли. Именно здесь становится необходим рассеянный режим.
Рассеянный способ мышления возникает, когда ваш мозг находится в расслабленном состоянии — когда вы не сознательно думаете о решаемой проблеме. Как оказалось, даже когда вы отступаете от проблемы и не думаете о ней сознательно, на бессознательном уровне она продолжает бегать в глубине вашего разума, пока вы занимаетесь другими задачами.
Когда вы находитесь в рассеянном режиме, вы не сосредоточены на так называемой преднамеренной практике. Вы просто позволяете ограниченным знаниям работать на заднем плане, как фоновые программы, запущенные на вашем смартфоне. Рассеянное внимание особенно важно для творчества и решения проблем, требующих креативности.
Чтобы прояснить разницу между сосредоточенным и рассеянным режимами, воспользуемся аналогией фонарика, созданной Барбарой Оакли. Когда вы находитесь в сфокусированном режиме, вы светите фонариком в одну небольшую область. При использовании рассеянного режима вы светите фонариком в широкую область, при этом свет не светит ярко в какую-либо конкретную точку.
Почему нам нужны оба способа мышления
Исследования в области нейронаук полагают, что в любой момент времени ваш мозг может находиться в одном из этих двух режимов, но никогда сразу в обоих. В этом смысле два режима дополняют друг друга. Чтобы по-настоящему чему-то научиться и сохранить знания навсегда, нам необходимы оба способа мышления.
Нам нужно сначала изучить материал, используя наш сфокусированный образ мышления, то есть сосредоточив внимание на материале и не отвлекаясь. Затем мы используем наш рассеянный режим, чтобы получить представление о том, что мы изучаем и позволить нашему мозгу пассивно интернализовать информацию. В конечном итоге нам придется снова вернуться в сфокусированный режим. Рассеянный режим показывает нам множество потенциальных соединений, в то время как сфокусированный режим позволяет нам сделать правильные соединения из всех возможных.
Хотя сфокусированный режим является обязательным и важным элементом в изучении материала, слишком долгое время в режиме сфокусированности может удалять от результата. При длительном пребывании в сфокусированном режиме — например, когда человек застрял в математической проблеме — сфокусированное мышление приносит больше проблем, чем пользы. После интенсивного сосредоточения внимания на проблеме слишком долго мы испытываем туннельное видение и теряем способность мыслить вне рамок. Эта проблема также известна как эффект Einstellung.
При эффекте Einstellung существующая в нашей голове идея не позволяет найти лучшую идею или решение. Сфокусировавшись на проблеме слишком долго, мы начинаем работать в произвольном наборе параметров и предпосылок. Таким образом, пребывание в сфокусированном режиме слишком долго может нанести ущерб обучению.
Пример мышления в обоих режимах
Изучение языка — прекрасный пример использования как сфокусированного, так и рассеянного режима. В то время как на занятии мы изучаем лексику и структуру предложения, мы используем сфокусированное мышление. Тем не менее, мы все знаем, что просто изучение информации на занятии — это не та причина, по которой вы станете владеть иностранным языком. Помимо обучения в классе, вы должны учиться в рассеянном режиме, разговаривая с людьми, владеющими иностранным языком, предпочтительно носителями языка. Только в этом случае вы можете расширить свои знания и действительно научиться использовать язык.
Только когда мы постоянно переключаемся между двумя режимами, мы действительно учимся. Рассеянный режим без сфокусированного режима ограничен, поскольку в таком случае у нас нет прочной основы для создания знаний. Сфокусированный режим без рассеянного режима сильно ограничивает нашу способность к прогрессу, поскольку он не позволяет нам мыслить творчески, а также не позволяет нам находить и связывать понятия и нейронные пути.
4 техники для улучшения процесса обучения
Сосредоточьтесь/расслабьтесь. В рассеянном режиме могут возникать связи между частями информации и происходить неожиданные моменты осознания. Вот почему полезно сделать короткий перерыв после целенаправленной работы.
Сделайте перерыв. Чтобы чередовать периоды сфокусированного и рассеянного мышления, воспользуйтесь техникой Помоморо, разработанной Франческо Сирилло. Установите таймер на 25 минут целенаправленной работы, а затем вознаградите себя перерывом на 5 минут, слушая музыку, гуляя или делая что угодно другое, чтобы войти в расслабленное состояние. Отвлеките внимание от поставленной задачи, чтобы мозг подсознательно консолидировал новые знания.
Практикуйтесь. Сперва парковка автомобиля сильно загружает вашу рабочую память, но со временем вы учитесь делать это автоматически. Именно через практику создаются нейронные шаблоны, которые можно активировать, когда это необходимо. Ими могут быть уравнения, фразы на французском языке или гитарные аккорды.
Учитывайте свои особенности. Доктор Оакли призывает своих учеников понять, что люди учатся по-разному. Некоторым людям нужно больше времени, чтобы ассимилировать информацию, но в процессе обучения они воспринимают больше деталей. Признание своих преимуществ и недостатков является первым шагом на пути к правильному процессу обучения.
Больше биохаков здесь: http://tele.click/hack_bio
Источники: Tri «Focused Mode Versus Diffused Mode of Thinking: Why You Need Both»; John Schwartz «Learning to Learn: You, Too, Can Rewire Your Brain»; Sanket Chaudhari «How we think and learn : our brain’s two modes of thinking»