Хотелось бы поделиться своими мыслями о травле (буллинге) в школе. Обращаю внимание, что в статье я говорю не о тех случаях, когда раз в месяц ребенка обзывают или раз в неделю толкают на перемене, а именно о систематической травле, когда у ученика отбирают и портят вещи, прячут их, придумывают ему обидные прозвища, бьют и избивают, ставят в унизительные ситуации, буквально не дают прохода. Каждый день, систематически, постоянно, не давая передохнуть или делая короткие паузы.
И первое, что я хочу сделать со всей уверенностью, это возложить ответственность за травлю в школе на родителей. 100 % детей, которые подвергались в школе травле, это дети с виктимным поведением (поведением жертвы). Ребенок, который уверен в себе, никогда не будет подвергаться постоянным насмешкам, даже если придет чумазый, в лохмотьях, а учительница начнет травлю сама. Если ваш ребенок уверен, что носить очки — это круто, особенно такие классные и модные очки (дело не в цене, а именно в том, как преподнесен факт их покупки), если ваш ребенок точно знает, что танцевать классические танцы или балет — это просто мечта всех нормальных пацанов, а в обтягивающих лосинах он выглядит как супермен, никто и никогда не сможет организовать на него травлю. У них просто не получится. Попытки посмеяться, отлетят от уверенности ребенка, как мячик от стены. И травить его сразу станет неинтересно. Возможно, попытки (раз в месяц, в полгода) еще будут, но они закончатся с тем же результатом. Если ребенок уверен в себе.
А дают эту уверенность именно родители. И они же ее уничтожают. Если вы считаете, что это очень весело, высмеивать и обсуждать с гостями какие-то забавные случаи из жизни дочери, то вы морально готовите ее к травле в школе («Надо мной всегда будут смеяться, потому что я неуклюжая и некрасивая»). Когда мама в бешенстве кричит: «Ты можешь успокоиться?! Ну-ка сядь ровно!» — она готовит ребенка к травле в школе («Я что-то делаю не так и всех раздражаю»). Когда папа раздраженно говорит: «Я же просил принести другую отвертку! Что ж ты такой балбес?» — он готовит ребенка к травле в школе («Я глупый, у меня не получается сделать даже самое простое»). Когда то же самое ему скажут одноклассники, он начнет обзываться в ответ, плакать, угрожать, убегать и прятаться, то есть делать именно то, что нужно обидчикам, и травля только усилится.
Поэтому первое, что нужно сделать родителям, если они хотят, чтобы их ребенка не травили, это безусловно принимать его таким, какой он есть.
Он в двадцатый (сотый) раз написал «Дамашния робота»? Надо же как интересно у нас получилось! Прямо заколдованные слова. Давай их расколдуем!
Мучается с примерами и никак не может запомнить, сколько будет 2 + 3? У меня тоже были проблемы с математикой, мне помогла мама, а я помогу тебе. (Даже если это неправда). У тебя все получится, просто не будем торопиться.
Неудачи в футболе, балете, собирании лего? Ты неповторим! Другого такого просто нет. Я так рада, что мне достался (досталась) именно ты!
Зачастую гнев и раздражение родителей на своих детей происходят от того, что мы хотим воплотить в детях свои амбиции. У меня жизнь сложилась не очень, но вот я предъявлю миру своего гениального ребенка, и все сразу поймут, что я не пустое место. И когда наши мечты рушатся, разочарование мы выливаем на детей. Или еще одно пугало: «Что люди скажут?» «Что скажет свекровь, если узнает, что в конкурсе мой сын занял только четвертое место из тысячи участников?» (Реальный случай из практики. Свекровь сказала что-то вроде: «Я так и знала, что он ни на что не способен»). «Что скажут соседи, если узнают, что он троечник?» «Что подумают пассажиры в маршрутке, если увидят, как он капризничает?»
Да пусть думает каждый в меру своей испорченности. Бог дал вам уникального, неповторимого ребенка, единственный экземпляр на всю планету. Каждый день он подарит вам открытие и радость, если вы будете подходить к нему не с готовыми мерками и штампами о том, что он должен делать, а чего не должен, а как к коробке с сюрпризами.
Разговор о травле в школе получился очень длинный, потому что тема для меня больная. Так что продолжу в другой раз.