Найти тему
Наш Черемшан

Сосновская трагедия. Как это было

Жители поселка Сосновка отмечают в этом году 90-летие. В связи с этим мне часто вспоминается страшное событие мая 1957 года.

Время было после полудня. С утра односельчане помогали поднимать сруб Охотникову Василию, участнику и инвалиду войны. Дети в таких случаях помогали раскладывать мох или солому между бревнами, как утеплитель. Тогда мне было 15 лет. После «миме», так называется у сельчан на чувашском языке бесплатная помощь другому, я пришла домой, легла отдохнуть и заснула. Мать разбудила меня и сообщила, что на соседней улице (сейчас это улица им. Кирова) пожар. Весь народ выбежал на улицу. Мы с ведрами побежали за водой к пруду, который в том году осушили для очистки, и за водой надо было идти по грязи к середине пруда. Поднялся сильный ветер. От горящих домов на одной улице «черные шапки» из соломы летели, как птицы, на другую улицу (сейчас это улица Школьная). Пучок горящей соломы создавал новый очаг пожара. Первым на нашей улице загорелся дом Васильевых, наших соседей. Мы ведрами таскали воду из пруда, старшие пытались потушить огонь.

Напротив нашего дома во дворе стоял амбар, перед ним был огород для огурцов со свежим навозом и соломой. Загорелась солома на огороде. Мы начали тушить этот участок. Одновременно горели 11 домов на двух улицах. Народ в панике не знал, что предпринять. Мы с мамой начали выносить вещи из нашего горящего дома.: она из передней, я из пристройки - что попадало под руку. Крыша дома уже вовсю горела. Народ кричал мне: «Выходи скорее». Я выпрыгнула через окно с охапкой вещей и отбежала через дорогу, где сидела моя младшая сестра и ревела от страха. Ей было год и три месяца. К сожалению, на нервной почве она стала ходить только после двух лет. Все, что я выбрасывала из окна, сгорело вместе с домом.

Собрался народ из других деревень. На весь поселок была двуручная пожарная помпа на конной тяге. Она оказалась не рабочей, да и воды рядом не было. Каждый пытался спасти свой дом. Следует отметить, что после войны народ только начал обустраивать свои жилища. Почти у всех дома были с новыми пристройками или отремонтированные, но крыши покрыты соломой. Новый дом у Павловых был покрыт железом и покрашен. Как рассказывали потом, он загорелся как спичка. Остановить сильный пожар удалось только когда приехала пожарная машина из Черемшана.
Все это произошло в течение часа - полтора. Мой земляк Саша Васильев вспоминает, как плакал, умоляя спасти скворечник со скворцами. Его дед был с золотыми руками и смастерил ему скворечник с узорами. Поскольку это было днем, весь скот оказался на пастбище. У погорельцев сгорели все запасы продуктов питания после зимовки. До нового урожая надо было жить почти 3 – 4 месяца. Люди сидели на пепелищах, кругом только одни трубы и дымились головешки. Надо было думать о ночлеге сегодня и о том, как прокормить семью.

Реклама
Реклама

Хочу отметить плюсы многочисленной родни - как у нашей семьи. К вечеру из деревни Ивашкино нам привезли целый воз продуктов: картошку, муку, крупу и одежду.

К вечеру пригнали скот с пастбища. Надо было видеть, как реагировали животные на происходящее: мычали, скулили, ласкались, ходили из угла в угол, не зная куда встать.
Жизнь продолжалась. Погорельцы стали искать квартиры, где можно было жить дальше. Кто – то остановился у родных, кто – то у знакомых или соседей. Всем погорельцам выделили участки леса, к счастью, лес у нас рядом. Нужно было заготовить стройматериал своими силами. Конечно, без родных и знакомых не обошлось. Помогали все, кто чем мог. К концу лета, в августе – сентябре, некоторые уже перешли в новые дома.

Как выяснилось, в этот день несколько человек шли на обед с фермы через огород Николая Алексеева. Один из них бросил непотушенный окурок, а каждый дом тогда имел сарай для скотины, где всегда была солома. Она и загорелась.
Хочу перечислить погорельцев той страшной беды: Дютина Ульяна (вдова) – 6 человек в семье; Алексеев Николай – 9; вдова Дютина Романа – 2; Дютин Иван –7 (семья жила у Дютина Василия, где своих детей было 8) ; Кузьмин Лазарь (второй муж моей матери), нас было 7; Васильева Варвара (вдова) – 4;Якимова Федосия ( вдова, совсем слепая) и тетя Матрена ( инвалид с детства) – 6; Якимов Федор -4;Якимов Егор -2; Павлов Алексей – 6; Якимов Емельян -7 человек. У последнего сгорели старый дом и сараи. Рядом новый дом удалось спасти.

Мои воспоминания – предупреждение о том, что нужно быть очень осторожным с огнем. Пусть никогда не будет таких трагедий, как в поселке Сосновка полвека назад.

С уважением к своим землякам Зинаида Дютина.

Фото Кадыра Гумерова