«Почему все с той же пышностью
Мы вспоминаем скандальную историю
Распутника, недостойного памяти,
А может даже и могилы»
(выцарапанная надпись на надгробии Ж.-Б. Люлли)
Люлли′, великий и по-настоящему ужасный Люлли! Этот эгоцентричный миллионер – столп барочной музыки. Он был первым, кто соединил танцы, музыку и куртуазные арии, тем самым создав французскую национальную оперу. Он задавал тон моде в музыке. Его имя было у всех на устах.
В насыщенной жизни Люлли имели место многолетняя дружба с «Королем Солнце» Людовиком XIV, предательства и невероятные повороты колеса Фортуны. Его биография не столько правдоподобна и реальна, сколько похожа на роман.
О Люлли и его творчестве написано достаточно много работ, в связи с чем нам будет крайне сложно рассказать о его невероятном карьерном пути в рамках статьи со всей полнотой. Но поскольку мы сосредоточимся на тех моментах, которые сделали Люлли таким, каким он остался на страницах истории, предлагаю вам коллаж из событий биографии композитора.
Можно сказать, что гению Жану-Батисту везло почти с самого начала. Впервые Фортуна улыбнулась, когда ему было всего четырнадцать. Тогда он еще жил в Италии под именем Джованни Баттиста Лу′лли. Мальчик с детства имел невероятные музыкальные и актерские способности, потому частенько давал представления в трактире на окраине Флоренции. По счастливой случайности именно в этот самый трактир по пути в Париж заглянул герцог де Гиз. Его Светлость, увидев выступление Джованни с пародией на пьяного чиновника, был очарован им, отчего тем же мартовским вечером, 1646 года, юный артист покинул отчий дом и направился во Францию в свите герцога.
Во Франции Лулли не растерялся и тотчас начал проявлять свои амбиции. По приезду на новое место жительства, он был рекомендован в дом королевской племянницы мадемуазель де Монпансье в качестве слуги и репетитора итальянского, где довольно быстро дослужился до пажа. Ведя службу, он параллельно совершенствовал свою игру на инструментах, учился искусству композиции и другим музыкальным премудростям.
К сожалению, сия дама была активной участницей Фронды, поэтому после поражения антиправительственного движения в 1653 году, её и всю ее свиту ожидала ссылка. Но итальянец, почувствовав вкус парижской жизни, не готов был следовать за своей покровительницей, и попросил освободить его от занимаемой должности.
Этим решением Лулли гордился больше всего, ведь благодаря этому перед ним открылись новые возможности. Главной своей целью он выбрал королевский двор.
Неизвестно, была ли это невероятная удача или же природная живость ума, но через три месяца юноше удается получить соавторство и несколько ролей в балете "Ballet de la Nuit", где танцевал сам король Франции Людовик XIV, который был известен своей любовью к искусству. Интересный факт, во время выхода монарха в последнем действии постановки, загорелось полотно, но король и бровью не повел, с металлическим спокойствием он продолжал исполнять свою роль. Это до глубины души поразило композитора. После представления Людовик выразил желание познакомиться с Лулли, так как ему понравилась его музыка, но не исключено, что эта встреча была подстроена, но так или иначе главный герой статьи получил должность композитора инструментальной музыке при дворе. С этого момента вся музыка, которую писал Лулли, была для Короля, во имя Короля.
Так начались тридцать лет дружбы короля Франции и сына простого флорентийского мельника. Людовик продвигал Лулли по службе, и вскоре тот занял пост музыкального суперинтенданта. Лулли же в свою очередь поддерживал величество короля своей музыкой.
В 1661 году итальянец наконец-то получает французское гражданство и меняет написание своего имени на Жан-Батист Люлли, при этом указывая, что его отец является флорентийским дворянином. Он вообще всю жизнь стремился к получению дворянского титула.
Занимая высокопоставленную должность, Люлли обладал пожизненным патентом на право основания в Париже Королевской академии музыки. Таким образом, в его руках оказались три придворных ансамбля: капелла, знаменитый камерный оркестр «Скрипки короля» и ансамбль духовых инструментов.
Люлли очень быстро навел порядок среди музыкантов. Он хотел слышать оркестр, как единый организм, аннигилируя личности музыкантов, поэтому мог запросто разбить о спину оркестранта музыкальный инструмент, слыша «отсебятину» в рядах.
В 1664 году Люлли вступает в сотрудничество со знаменитым комедиографом Мольером, и они создают ряд комедий-балетов, которые имеют колоссальный успех среди всех слоев общества.
Одной из самых знаменитых работ дуэта является комедия "Мещанин во дворянстве"
Несмотря на неоспоримое признание, композитор имел болезненный страх перед чужим талантом. Каждый раз, когда на горизонте появлялось молодое дарование, то он всегда старался отстранить того от дел. Одной из самых ярких историй проявления этой черты его характера связана с созданием первой французской оперы. Много лет Людовик XIV просил Люлли создать произведение, подобное итальянским музыкальным пьесам, на французском, но последний отказывался это делать, ссылаясь на невозможность положить вокальные партии на любой другой язык, кроме итальянского.
И тут появляется дуэт поэта Пьера Перрена и музыканта Робера Кaмбера. Они создают «Помону» - пьесу на французском языке, которая была полностью переложена на музыку, как этого хотел король. И как итог - Перрен и Камбер получают патент на полную оперную монополию.
Люлли был в ярости и отчаянии, ведь его худший кошмар стал реальностью. Кто-то обошел абсолютного интенданта Франции?! Мольер предложил написать что-то лучше, чем «Помона», ведь у них было столько успешных совместных спектаклей, и тогда бы Людовик пересмотрел бы свое решение. Но у Люлли были иные планы.
Напомним, что композитор был из тех людей, кто забывал буквально про всё для достижения целей, даже про простые правила приличия. Его воля добиваться своего зачастую затмевала человечность.
Понимая, что Мольер являлся его первым конкурентом, потому что весь Париж ходил на него, Люлли принимает решение перебежать в другой лагерь и устранить его. Но прежде необходимо было убрать тех, кто осмелился перейти ему дорогу.
После колоссального успеха «Помоны» Перрен и Камбер нашли очень богатых партнеров, которые готовы были поддерживать последующие постановки их творческого дуэта. Но «совершенно случайно» эти спонсоры оказались мошенниками, а создатели успешного творения оказались за решеткой без гроша в кармане. Будучи полностью подавленными, они уже не ждали помощи. И тут на сцене появляется фея-крестная в лице суперинтенданта королевского двора. Люлли обещает вытащить авторов из тюрьмы, оплатить все долги и разобраться со всеми проблемами, взамен на их оперную монополию. То ли Перрен был слишком наивен, то ли в отчаянии, но он соглашается на эти подозрительно сказочные условия и уступает патент. Думаю, что несложно догадаться, каким был конец этой истории: Люлли, конечно же, не собирался ни за кого платить.
Следующим шагом на его пути к бесспорному господству в мире искусства стало изгнание из этого мира театрального мэтра. Люлли получил еще один патент, который давал привилегии на все драматические произведения, где была музыка, его музыка. То есть он получил авторское право на многие произведения Мольера, потому что их частью была и музыка суперинтенданта. Один Жан-Батист перекрыл кислород другому. Драматург, который много лет радовал Людовика XIV, оказался им забыт. А последним гвоздем в гроб забвения Мольера стала передача его театра в безвозмездное пользование Люлли, откуда последний выгнал всех. Так что неудивительно, что современники не любили этого итальянца, готового пожертвовать даже своей совестью.
На протяжении тридцати лет музыкального монополиста прикрывал король, который подчищал все его следы. Помимо того, что Люлли позволял себе замарать руки, удовлетворяя свои амбиции, так еще он был известным распутником. Он позволял себе волочиться не только за женщинами, но и за мужчинами. Король это знал, и чтобы раз и навсегда отвести слухи в сторону, он заставил композитора жениться. Даже здесь Жан-Батист умудрился отличиться: он увел девушку фактически из-под венца у другого мужчины. Но и на это Людовик закрыл глаза, лишь бы тот перестал провоцировать новые скандалы. И вроде бы все утихло на несколько лет. Но горячий нрав Люлли не мог долго сдерживаться в узде поэтому, когда он почувствовал себя вольготно, снова позволил себе окунуться в гомосексуальные похождения. Это вызвало небывалый прежде скандал, который стал последней каплей в огромной чаше терпения короля. В 1682 году дружбе между Жаном-Батистом Люлли и Людовиком XIV пришел конец.
Несмотря на то, что итальянец впал в немилость королевской власти, это никак не отразилось на его карьере. Он продолжал писать замечательные произведения, но с тех пор король ни разу не приходил послушать его музыку. Это очень сильно ударило по Люлли.
Король продолжительное время не проявлял внимание к композитору. И вот у главного музыканта появился заказ на произведение в честь выздоровления короля от затяжной болезни. Люлли с небывалой одержимостью взялся за работу. Он надеялся, что сможет вернуть расположение своего бывшего друга.
В январе 1687 года композитор дирижировал исполнением пьесы «Te Deum».
В то время еще не существовало дирижерских палочек, поэтому он отбивал такт тростью-баттута. Он так старался, что случайно проткнул себе ногу наконечником трости, но взяв себя в руки, закончил закончил свою работу.
Через некоторое время палец опух, рана загноилась и началась гангрена. Однако Люлли наотрез отказался от ампутации, так как без ноги он не смог бы танцевать перед королем.
Перед смертью все артисты того времени должны были раскаяться в грехах и отречься от своего творчества. Когда к нему пришел священник и стал просить его раскаяться в грехах, то Люлли даже не повел бровью и спокойно подчинился просьбе – сжег ноты последней оперы в качестве демонстрации сожаления о неправильно проведенной жизни. Удовлетворенный священник отпустил ему грехи и удалился. Друг композитора, который провел последние дни рядом с его кроватью, спросил Люлли, зачем он уничтожил свою последнюю работу. Люлли же усмехнулся и сказал, что у него есть копия.
Имея страшную силу при дворе, Жан-Батист Люлли творил все, что ему вздумается, и Фортуна очень долго благоволила ему. Но всему хорошему рано или поздно приходит конец. А конец Люлли оказался нелепым и печальным. Он сгнил заживо от болезни, которая мучила так же, как и горе от того, что король его так и не простил.
В 2000 году был снят фильм, рассказывающий о жизни композитора Его Королевского Величества – «Король танцует». Эта кинокартина весьма точно воссоздает атмосферу того времени. Она позволяет насладиться прекрасной картинкой и познакомиться с гениальной музыкой великого и ужасного Жана-Батиста Люлли.