Кто-то является обладателем красивого ровного почерка, а кому-то с этим не повезло. Что же делать? Как избежать нападок со стороны учителей, не желающих мириться с этим изъяном, и как добиться того, чтобы окружающие могли понять написанное нашей рукой?
Обратите внимание, что речь сейчас идёт вовсе не о каллиграфии, а о банальном улучшении почерка, как такового.
Как правило, формированием письменных навыков с детьми начинают целенаправленно заниматься непосредственно перед поступлением в школу или на курсах подготовки к школе. А это уже возраст – 6-7 лет. Большинство занятий проходят на основе простого развития механики, то есть дети обводят в прописях образец, а потом дописывают строку таким же элементом.
Обратимся к этому моменту подробнее:
· Современные прописи существенно отличаются от тех, по которым учились мы. Элементы многих букв в них упростили, каждый элемент не отрабатывается с прежней тщательностью. Вспомните, мы могли несколько дней писать палочки или крючки сначала в прописи, а затем в обыкновенной ученической тетради. Многие нынешние школьники чуть ли не до конца первого класса понятия не имеют о работе в тетрадках, а занимаются только по печатным пособиям, в которых, как правило, разлиновка крупнее, а повторение элемента занимает не больше 1-2 строк…
· Из-за недостаточной отработки каждого элемента его письмо не закрепляется у нас в мышечной памяти, а каждый раз снова и снова напрягает нашу руку.
· Зачастую дети, «прорисовывают» в прописи элементы, которые им в ближайшее время никак не потребуются, но при этом достаточно сложные для выполнения, что приводит к излишней усталости и осознанию бесполезности.
· Многие учителя, стараясь идти впереди планеты всей, начисто отбивают всякое желание стараться, задавая слишком большие по объёму задания в прописях. Ребёнок быстро устаёт, у него совершенно перестаёт получаться желаемое и он просто отчаивается…
Список этих проблем можно продолжать бесконечно. Например, учитель моей дочери сразу же в первом классе начал практиковать безотрывное письмо. Это был кошмар, от которого мы до сих пор не можем избавиться! Если заниматься этим своевременно, то безотрывное письмо по-своему очень даже хорошо, но не в первом классе. К чему оно нас привело: 1) неокрепшая рука, не имея права оторваться от листа, пока не допишет слово, очень сильно уставала и даже болела; 2) если начиналось слово при письме ещё более-менее красиво, то к концу становилось просто ужасным; 3) испортились многие фрагменты букв из-за того, что утомлённая рука отказывалась их выводить (например, у нас деградировал крючок у строчной буквы «а», и теперь даже я с трудом отличаю, где у дочери написано «о», а где «а»). Всему своё время!
Иногда к общей проблеме присоединяется неправильный захват авторучки пальцами. Можно ли это исправить? Можно, если привычка ещё не укоренилась, а потом уже поздно! Будет только хуже…
Что же делать? Неужели так и писать всю жизнь неразборчивым почерком?
Здесь я могу посоветовать следующее: если ребёнок немного повзрослел и сам хочет научиться писать красиво, то можно в свободное время начать с самых азов и попробовать «набить руку» на так называемых базовых элементах или просто списывать слова и тексты, но медленно тщательно прорабатывая каждый фрагмент буквы. При систематических занятиях – это даёт хороший результат, по себе знаю.
С маленькими детьми лучше начать заниматься пораньше, но вовсе не письмом как таковым, а укреплением кисти руки. Что для этого нужно?
· Постарайтесь подружить малыша с рисованием, пусть он изначально просто калякает всё подряд, но затем он будет делать собственные успехи, а мышцы руки крепнуть.
· Конечно же, игры на развитие мелкой моторики! Чем больше, веселей и увлекательнее они для ребёнка, тем лучше. Но только с удовольствием!
· Лепка из пластилина или солёного теста делает пальчики более ловкими и способными на мелкие движения.
· Игры с мелкими игрушками, например конструктор с маленькими деталями, - отличный вариант!
· Всевозможные поделки и аппликации – тоже подойдут.
· Очень важно научить малыша (уже поближе к процессу подготовки к письму) делать всевозможные штриховки (разные и под разным углом) – это раскрепощает запястье, делает его более гибким и подвижным.
· Конечно же, следует всё-таки отойти от современных правил и при подготовке к школе постараться хорошенько отработать каждый элемент прописных букв, довести его написание до уровня мышечной памяти – это важный шаг на пути к красивому почерку.
Подводя итог, хочется сказать, что выработка хорошего почерка – это достаточно трудная и энергоёмкая работа, зачастую наводящая на нас и на детей скуку. Если мы хотим добиться положительных результатов в этом процессе, то следует отталкиваться в работе от состояния ребёнка, не перетруждать его, давать возможность отдыхать. Желательно, часть занятий перевести хотя бы минимально в увлекательную форму, а ещё лучше в игру. Кстати, писать можно не только в прописи или тетради, но и пальцем на песке или манке, палочкой на снегу и так далее. Это расслабит и отвлечёт от рутины.
Удачи в этом нелёгком пути!
Если вам оказалась интересна или полезна эта статья, то приглашаю подписаться на мой канал, чтобы не пропустить дальнейшие публикации, а также жду ваших оценок и комментариев.