Скорее всего, вы не раз сталкивались с множеством неточностей и дезинформации в онлайн-мире пейзажной фотографии и не только. Некоторые мифы, однако, выдерживают испытание временем, долгие годы кочуя из одних источников в другие. Ниже приведены четыре из наиболее распространенных мифов и заблуждений в области пейзажной фотографии, в том числе и распространенные даже среди профессионалов.
Миф 1: Правило третей
Возможно, самый упрямый миф в пейзажной фотографии и фотография в целом – это правило третей. Наверное, каждый фотолюбитель слышал о нём. Да о нём знают даже люди, далёкие от фотографии!
Правило третей – не просто самое известное правило композиции; для многих это единственное, что они знают. Но стоит ли оно того? Накладываете ли вы мысленно сетку 1/3 на многие, большинство или все свои фотографии, прежде чем отснять их?
Ответ прост – нет; вам не следует слепо следовать правилу третей. Возможно, главная причина заключается в том, что правило третей – это всего лишь одна негибкая структура, сводящая одну из самых важных концепций в фотографии – композицию – к формуле, которая отнимает бо́льшую часть вашего творческого процесса.
Подумайте о лучших фотографиях всех времен. Сколько из них скомпоновано в соответствии с правилом третей? Некоторые, конечно, более близки к правилу третей, чем другие, но в их композиции это не главное.
Ценность правила третей только в одном: оно помогает новичкам осознать, что внецентровые варианты композиции могут быть эффектными и эстетичными. Вот и всё. Если вы уже понимаете потенциальную ценность размещения вашего объекта съёмки в той или иной части кадра, вы переросли правило третей.
Кроме того, у правила третей нет психологической основы. Нет абсолютно никакой разницы между правилом третей и, например, «правилом двух пятых», за исключением того, что его легче запомнить и применять. Наши глаза, конечно же, не тяготеют к точкам пересечения линий третей; как правило, они склонны уделять внимание интересным элементам фотографии, независимо от того, где они расположены.
То же самое касается других композиционных структур. Если вы будете постоянно пытаться составлять композицию кадра в чётком соответствии с ними, вы, скорее всего, упустите много интересных снимков.
Миф: правило третей – самый эстетичный и эффектный способ скомпоновать ваши фотографии.
Реальность: композиция очень сложная, очень субъективная и глубоко личная субстанция, которую сложно загнать в какие-либо рамки. Идеальная композиция существенно изменяется от фотографии к фотографии. Дело не в том, что правило третей плохо работает – оно просто нейтрально, не более особенное, чем другие способы создания композиции фотографии. Лучший способ состоит в том, чтобы составлять композицию каждой пейзажной фотографии с учётом особенностей снимаемой сцены. Не ограничивайте себя рамками одного правила!
Миф 2: Экспонирование вправо (ETTR) вымывает детали в светах
Экспонирование вправо или ETTR – это техника съёмки, когда вы делаете самую яркую фотографию, на которой не вымываются важные детали в области светов. Отснятое правильно, ETTR обеспечивает максимально возможное качество изображения, так как вы фиксируете как можно больше визуальной информации.
Тем не менее иногда вы слышите, как пейзажные фотографы говорят, что они никогда не экспонируют вправо, потому что они не хотят, чтобы на фотографии вымывались какие-либо детали в области светов. Или они расскажут о некоторых ситуациях, когда ETTR не помогает, например, сцены с высокой контрастностью. Действительность ли это или еще один миф?
Давайте рассмотрим простой пример. Фотография ниже настолько яркая, насколько это возможно, но ни одна из деталей в области светов не вымыта. Изображение, подобное этому, получается при помощи техники экспонирования вправо прямо из камеры:
Этот пример оспорить сложно. Это явный пример ETTR, с очень яркой фотографией, в которой тем не менее сохранены все важные детали в зоне светов. Практически все фотографы согласятся с тем, что ETTR в таких случаях приведет к наилучшему качеству изображения (после затемнения RAW-изображения на этапе редактирования).
А вот эта фотография также пример правильного ETTR (изображение не отредактировано):
И вот эта (также неотредактированное изображение):
Как видите, экспонирование вправо не имеет никакого отношения к тому, что ваша фотография будет казаться слишком тёмной или слишком яркой. К чему эта техника съёмки имеет отношение, так это только к тому, что связано с сохранением деталей в ваших фотографиях.
Фактически экспонирование вправо часто означает использование более тёмной экспозиции, чем рекомендует экспозамер вашей камеры. Из трех фотографий выше, если бы я следовал указаниям экспозамера, два нижних изображения потеряли бы значительное количество деталей. Экспонирование вправо позволило сохранить все элементы изображения.
Итак, если кто-либо когда-либо скажет вам не прибегать к Экспонированию вправо, потому что это может привести к передержке фотографии, то знайте, что они заблуждаются. По определению, Экспонирование вправо не может вымыть детали в светах.
Это не значит, что вы всегда должны использовать Экспонирование вправо. При съёмке в реальных условиях получение максимально детализированного изображения может потребовать достаточно много времени. И вы можете пойти на компромисс, выбрав возможность заснять что-то интересное, пока оно не исчезло, вместо того, чтобы сделать оптимальную – с точки зрения деталей – фотографию.
Но не поддавайтесь мифу, что Экспонирование вправо может вымыть детали из области светов вашего изображения. Помните, что ETTR даёт вам возможность захватить наибольшее количество информации в одном изображении.
Миф: Экспонирование вправо вымывает детали в светах.
Реальность: экспонирование вправо – это способ добиться оптимальной экспозиции снимаемой фотографии. Правильно использованное Экспонирование вправо (ETTR) просто не способно вымыть какие-либо важные детали, поскольку фундаментальный принцип работы этого способа состоит в том, что вы сохраняете в целостности все ключевые детали изображения. Вместо того чтобы точно следовать данным экспозамера вашей камеры, сместите экспозицию вправо, если, конечно, у вас есть для этого время (если вы хотите больше узнать об Экспонировании вправо, ознакомьтесь с этой статьей).
Миф 3: Точка фокусировки при съёмке пейзажа
Если ближайший объект (получающийся на фотографии резким) находится примерно в полуметре от вас, сфокусируйтесь на расстоянии метра от камеры.
Единственный контрпример – когда вам нет нужды получать максимальную резкость от переднего плана к заднему, например, если вы хотите выделить предмет съёмки на фоне других объектов сцены. В таком случае просто сфокусируйтесь на снимаемом предмете (например, на Млечном пути ночью).
Миф: в пейзажной фотографии вам нужно фокусироваться на «1/3 глубины снимаемой сцены». Или вы должны сфокусироваться на горизонте. Или вы должны использовать традиционную гиперфокальную диаграмму расстояния и т. п.
Реальность: есть только одна точка фокусировки, которая выравнивает резкость переднего и заднего фона, давая вам самую резкую фотографию по всему полю глубины резкости. Есть несколько способов найти эту точку, но самый простой – метод удвоения расстояния.
Миф 4: Профессионалы снимают только в ручном режиме
В среде начинающих фотографов бытует убеждение, что профессионалы всё и всегда снимают в ручном режиме. Теоретически это утверждение имеет смысл – профессиональные фотографы не хотят, чтобы решения за них принимала камера, не так ли? Но в реальности это не совсем так.
Дело в том, что профессионалы всё время используют различные автоматические режимы и функции. Автофокусировка, автоматическое измерение экспозиции, полуавтоматические режимы экспозиции, автоматическое отслеживание объектов и т. д. В современной цифровой фотографии это почти неизбежно, и это хорошо.
Автоматические режимы – это не просто способ компенсировать пробелы в ваших знаниях. Прежде всего это отличная возможность ускорить процесс съёмки.
Представьте ситуацию, когда вы, например, снимаете восход солнца, и с каждой минутой небо становится всё ярче и ярче. Что вы предпочтете в таком случае: самостоятельно сверяться с показаниями экспозамера камеры и корректировать экспозицию, или предоставить автоматике сделать это за вас, и тем самым получить больше времени для выбора удачного ракурса и эффектной композиции?
Уверен, большинство людей предпочтут последнее. Это одна из причин, по которой для пейзажной фотографии я всегда использую режим приоритета диафрагмы (наиболее полезный из всех полуавтоматических режимов), а на ручной режим переключаюсь лишь тогда, когда снимаю серию фотографий подряд, чтобы сохранить настройки экспозиции во всех кадрах.
Ещё один пример – использование автофокуса. В ситуациях, когда важно успеть заснять интересную сцену, думаю, вы отдадите предпочтение автоматической фокусировке, вместо того, чтобы тратить время на вращение фокусировочного кольца объектива в попытках получить резкое изображение. С похожей ситуацией я столкнулся, когда делал фотографию, которую вы видите ниже:
Профессионалы постоянно снимают с использованием различных автоматических и полуавтоматических режимов и функций. Я не имею в виду абсолютно всех профессиональных фотографов – конечно, некоторые профи предпочитают всё время снимать в ручном режиме потому, что так им удобнее. Но подавляющее большинство постоянно использует те или иные автоматические функции. Если это более простой способ сделать такую же фотографию, то почему бы и нет?
Миф: профессиональные фотографы избегают автоматических режимов и настроек, которые предлагает камера.
Реальность: выбор остаётся за вами, но большинство профессиональных фотографов часто снимают с использованием автонастроек. Это не означает, что вы должны забыть о ручном режиме съёмки на своей камере, нет, иногда только он может обеспечить необходимый уровень контроля. Но как только вы освоите такие понятия, как экспозиция и фокусировка, вы поймете, что есть ситуации, когда вы можете смело использовать автоматические функции для ускорения процесса съёмки, без ущерба творческому контролю.
Вывод
И в творческой и в технической части пейзажной фотографии существует много распространённых мифов, способные навредить вашим фотографиям, если вы будете слепо следовать им.
Надеюсь, приведенная выше информация даст почву для анализа реального положения вещей в мире пейзажной фотографии. Просто попробуйте всё, что вы узнаете, а затем проверьте – работает ли это для вас или нет. И только после этого принимайте решение: использовать полученные знания, или нет. Попробуйте разнообразные варианты композиции, отличные от правила третей, и посмотрите, понравятся ли вам результаты.
Если вы никогда раньше не пробовали применять экспонирование вправо – обязательно попробуйте. Также сравните фотографии, полученные с использованием Метода удвоения расстояния и традиционных таблиц гиперфокального расстояния, чтобы понять, какой из них даёт более резкие изображения по всей глубине поля резкости. И если вы снимаете всё время снимаете в ручном режиме, попробуйте какой-либо из полуавтоматических режимов, и посмотрите, упрощают ли они ваш процесс съёмки.
Если вы знаете какие-нибудь мифы или заблуждения в фотографии – поделитесь ими в комментариях, чтобы помочь другим любителям фотографии избегать их.
Источник: spp-photo.ru
На этом всё. Если статья вам понравилось или была полезной,ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ, чтобы не пропустить новые статьи.
Ну и поделитесь статьёй в соцсетях, а также не забудьте поставить палец вверх!