Найти тему
Театр "Сова"

Об увлеченности

Раньше выражение : «Человек увлечен своим делом» употреблялось применительно к работе. Сейчас так говорят, в основном, о хобби. Свое дело, то, что человек делает. Мы обычно можем почувствовать и понять, так ли он увлечен, или просто делает вид, а сам в это время находится мыслями и желаниями где-то далеко.


На актерском тренинге иногда нужно оперировать воображаемыми предметами – что-то зашить, вымыть, слепить из пластилина. Я думала, что это упражнение на внимание и память, ведь необходимо вспомнить то, что я делала сотни раз, вывести его из зоны автоматизма эту иголку с ниткой, вспомнить, как проходит иголка через ткань и как сопротивляется-поддаётся рукам пластилин. Для меня это – упражнение на осознанность, работу воображения, и момент встречи с собой : как я это делаю?


Но, оказывается, дело вовсе не в этом. А в том, чтобы полностью поверить себе, поверить в существование данной иголки и возможность пришить эту пуговицу, и сделать это не «как бы», а на «самом деле».


Вера вообще – удивительная вещь. Когда мы ехали детским садом на море дикарями, встал вопрос об аптечке – действительно, море, скалы, дети, солнце, ядовитые растения. И одна из мамочек заявила: «Я не буду ничего брать, потому что со мной и с моим ребенком ничего не случится!» Что это: уверенность, безответственность, пофигизм, неготовность к трудностям?


То, во что человек верит (хочет или боится) формирует его мир. Часто мы верим в какие-то вещи неосознанно, просто потому, что так сложилось в нашей голове – из опыта, воспитания, личных особенностей. Но когда мы пришиваем эту самую несчастную-прекрасную пуговицу, мы тренируемся верить «специально», направленно, произвольно. Мы делаем это честно, хотя физически пуговицы нет, она у нас в голове, и там же находятся и нитка, которую надо отрезать, и иголка, которой можно уколоться – если всё по-настоящему. И вера – тоже в голове. И если ты не «делаешь вид», а делаешь дело, то сила твоего воображения делает реальной эту коробку, эту пластилиновую фигурку, эту поездку на море или счастливую семейную жизнь. Это –
уп-раж-не-ние веры. Ты поверишь – и мир поверит.


Теперь подойдем с другой стороны. Большинство из нас научились пришивать пуговицы в школе на уроках труда, а мыть посуду – и того раньше. И на данный момент действие стало автоматическим. Чем больше опыт, тем выше мастерство, тем красивее пришито и чище вымыто. Отлично. Но с точки зрения познания самих себя это нам ничего не даёт. Разве что использовать момент монотонной работы как медитативную практику, и придёт озарение.
Когда мы делаем что-то первый раз, учимся чему-то, мы делаем это внимательно, осознаем свои не-автоматические действия. Можно сказать, что здесь мы работаем со «стереотипом физического действия», вытаскиваем его на свет, осваиваем и используем в своих целях.
А ведь еще можно бутерброд приготовить и снеговика слепить!

Кстати, с той мамочкой и ее ребенком действительно не случилось ничего, чтобы понадобилась аптечка.

Юлия Гречушкина, специально для ШТС и театра "Сова"