Найти в Дзене
Театр "Сова"

Роли исполняют

Ссылаюсь на работу П.Подервянского «Драматические игры».


Мы часто рассматриваем игру, как что-то несерьёзное. Вот игры кончились, и началась жизнь. Но игра неотделима от жизни, составляет ее важную часть. Кроме того, это тренировка способностей и навыков, которые нужны для жизни. Играют животные, играют дети. Взрослые тоже играют, иногда сознательно, иногда только догадываясь об этом.


Есть игра, как содержание жизни. В тот момент, когда человек находится в игре, он весь, всеми своими силами в ней участвует. Он может быть играющим или наблюдающим, игра может вестись по строгим правилам или выглядеть произвольной, но пока есть интерес, пока играется – это жизнь. Для такой игры важно, с кем играем, и во что. Она безопасна для участников («мы же играем!») и повторяема, ее можно переиграть.
Про детей много написано, чему служат и что развивают те или иные игры : воображение, речь, коммуникативные навыки. Главное – игра не может быть насилием, она идет только за счет желания, интереса, увлеченности. Это дело, которое, даже будучи «пустяковым», делается всерьёз. Поди вынь его из лужи, если ему туда надо! Если скучно, дети делают что-то другое.


У взрослых тоже есть свои игры. Это и спортивные игры, и интеллектуальные, и разного рода исследования своих способностей, помогающие узнать что-то о себе и своих товарищах, научиться чему-то. И скажите мне, что футболисты играют «не всерьёз», или болельщики понарошку болеют «За наших»! Кстати, они быстро распознают, если игрок играет «халтурно», не в полную силу, и их негативная реакция может быть очень бурной. Я не любитель компьютерных игр, но со слов участников могу судить о высокой увлеченности людей ими. От этого даже семьи распадаются.

-2


Взрослые тоже играют, пока им интересно. Они очень ценят, что их никто не заставляет, что они делают то, что сами хотят. На этом искреннем восторге и энтузиазме можно горы свернуть!


Однако у взрослых есть такая особенность. Они умеют играть в одну игру, делая вид, что играют в другую. Тогда игра становится не содержанием, а формой жизни. Игра становится формальностью, а формальность не содержит увлеченности. Здесь важно, «кого я играю» и «для кого я играю».

У каждой группы есть определенные ожидания, связанные с каждым ее членом, в том числе и ролевые. «Взял на себя роль лидера». Проблемы начинаются, когда человек не является лидером, а играет роль, не учит, а делает вид, когда он не добр, а притворяется добрым.


Если взялся управлять, ты должен быть увлечен своим делом, а не теми социальными и финансовыми плюшками, которые к нему прилагаются. Ты должен быть эффективен, а это возможно лишь при наличии интереса к этой эффективности, а не к постройке новой дачи. Потому что ты в данный момент начальник, а не дачевладелец.


Можно играть сначала бурную влюбленность, потом выйти замуж и играть любящую, заботливую супругу, потому что быть замужем – это социально престижно, это удобно, да и с деньгами проще. «Что» – жена, «для кого» – для мужа, родных, общества. Во времена, когда родители договаривались о браке детей, супружество было делом, которое необходимо сделать, и тот же «Домострой» рассказывает нам, как именно. В наше время браки основываются на чувствах, а «сделать» чувство сложно. Или ты чувствуешь, или нет. Приходится врать. А вот это уже опасно, в первую очередь для тебя. Не только потому, что ложь может раскрыться, а «врать нехорошо». Если ты врешь достаточно долго, живешь с этой маской, то испытываешь постоянное напряжение от этого усилия. И маска прирастает, и ты забываешь, кто ты на самом деле, чего хочешь и что чувствуешь. Более того, от тебя постепенно разбегутся люди, которым дорог именно ты, и набегут те, кому нравится твой «образ», придется врать еще и для них.


Или, путем большой работы над собой, научаешься любить, уважать и принимать этого человека. А вот это уже история счастливой семейной жизни.

Юлия Гречушкина, специально для ШТС и театра "Сова"