Найти в Дзене
Театр "Сова"

О жизни без манипуляций или как найти в себе цветок

Интервью с режиссерами театра "Сова" Егором Булычёвым и Полиной Булычёвой. Беседовала Вита Черемухина.

— В основе вашей методики лежат театральные игры. И вы обещаете, что она поможет вашим клиентам решить свои проблемы с общением, социализироваться в обществе. Но насколько мне известно, специфика актёрства предполагает большую нагрузку на психику. Так зачем вы ведёте их в сторону театра, если даже изначально здоровый человек войдя в эту сферу через какое-то время становится нестабильным психически?

Полина: Дело в том, что наша методика немного отличается от традиционного понимания театра. Вернее, отличается очень сильно. Наша методика направлена как раз на гармонизацию общества, на структурирование его, на определение ролей...

Полина: То чем мы занимаемся у нас в группах, это не совсем театр.

Егор: Во всяком случае, он не имеет отношения к традиционному театру, исполнительскому. Те последствия театральной деятельности, которые вы упомянули в начале, действительно имеют место. В профессиональном театре актёры – исполнители ролей, и зачастую и им приходится брать на себя роли вовсе им не свойственные, не соотносящиеся с их внутренним я. А когда люди приходят к нам на занятия, то такого разделения труда нет. Человек, который выходит на сцену, он и придумывает и исполняет, что он сам придумал одномоментно. В основе нашей методики лежит театральная импровизация. Но она не является целью наших занятий, она является средством.

- То есть вы утверждаете, что когда человек у вас на занятии выходит в центр круга и изображает что-то, импровизирует, это поможет ему потом адаптироваться в обществе. Может быть, вы учите притворятся, виртуозно лицедействовать, то есть лицемерить, и это поможет ему лучше приспособится к современному обществу?

Полина: Нет, скорее мы учим людей быть собой. Наши клиенты не играют какие-то роли, они пытаются найти в себе дерево, цветок, зверюшку...

- И вот они нашли в себе дерево пришли на работу, и что? Я цветочек?

Полина: И нашли в себе менеджера, бухгалтера и директора. Когда человек остаётся собой в таких ситуациях, когда ему надо быть цветочком и деревом, то он имеет шанс оставаться собой и дальше. Когда ты сам без маски, когда ты такой, какой ты есть во всех своих различных проявлениях, то когда возникает какая-то ситуация, где требуется завязать какие-то новые отношения, создать какие-то новые связи... Дело в том, что часто люди общаются с теми людьми, с которыми им не надо бы общаться, и выстраивают те связи, которые не надо бы выстраивать. Потому что они идут от своей маски. И на эту маску приклеиваются какие-то контакты, которые хотят общаться с маской, а не с человеком. И человек перестаёт быть собой. Возникает невроз. А когда человек приходит к нам, и на два часа становится собой, то ему это – быть собой, начинает нравится. И тогда, когда он выходит от нас, к нему притягивает уже тех людей, которым интересен он лично, которые притягиваются к нему, а не к его образу. И возникающие таким образом связи более прочные.

- Но разве всегда нужно быть собой? Вот я прихожу на работу. Мой внутренний мир там мало кому интересен. Интересно, чтобы я хорошо делала своё дело.

Егор: Я бы сейчас вернулся немножко назад, а потом мы вернулись бы к этому вопросу, всегда ли нужно быть собой, или лучше быть какой- то функцией. Этот функциональный взгляд на человека, сейчас уходит в прошлое не только у нас в стране, но и зарубежом. Когда человек надевает на себя чужие маски, чужие роли, он искажает свою личность. Эти маски имеют свойство прилипать к человеку. Он уже теряет ощущения своего собственного лица. И это плохо.

- А что считают люди, которые к вам приходят? Может быть, они приходят за чем-то другим, а не за тем, что вы им даёте.

Егор: Я считаю, что люди, которые пришли к нам, они пришли к нам не случайно. Мы себя позиционируем – приди к нам и узнай каким ты ещё можешь быть.

— А всегда ли это знание полезно? Вдруг человек что-то такое о себе узнает, что ему жить не захочется? Как-то я ходила на тренинг психодрамы, и да, действительно, на занятиях люди узнавали о своих глубинных проблемах, о своих тёмных сторонах. А вот что делать с этим знанием?

Полина: Наши занятия расчитаны на поиск как раз положительных моментов. Человек узнаёт о себе, что он может замечательно говорить, замечательно двигаться, что он красиво вырастает цветком, и этот цветок есть в нём. Поиска, выкапывание каких-то страхов, негативных сторон мы даже не касаемся. Ну есть они и есть. Мы занимаемся не этим. Мы вытаскиваем положительные моменты и пытаемся их оптимизировать. То есть человек двигается - мы помогаем ему двигаться ещё лучше, стать ещё более выразительным. Если человек хочет избавится от каких-то речевых зажимов, сделать выразительными голос, интонации, мы помогаем ему здесь. Если он хочет импровизировать текстово, то есть легко свободно говорить, формулировать свои мысли - мы помогаем ему тут.

Егор: Есть в педагогике такой принцип. Когда ты берёшься за воспитание человека, то возьми лист и раздели его на две части, слева напиши положительные качества, справа отрицательные. А потом оторви отрицательную часть, оторви, сожги её, и забудь о ней. И занимайся с той частью, которая позитивна.
Следуя этому принципу, мы вынимаем те драгоценные зёрна золотые, которые в каждом человеке хранятся в дальних его закоулках. Мы создаём ситуацию, где эти зёрна могут подниматься к поверхности и выходить, и распускаться совершенно необыкновенными цветами. И когда человек соприкасается с теми сокровищами, которые в нём существуют, то ему потом и возвращаться к своей отрицательной половине не очень хочется. Она начинает уходить в прошлое. Человек перерастает себя, он уходит настолько вперёд, что это становится просто не существенно.
Конечно, тот настрой, который мы создаём предполагает, что из человека может вылезти всё, что угодно, и положительное, и негативное. Но то многообразие игр, которые мы предлагаем помогает моделировать такие ситуации, в которых многие проблемы решаются сами собой. Они отрабатываются в игре в комфортных условиях. Ведь главное отличие игры от жизни: она повторяема и безопасна.

-Действительно, я присутствовала на ваших занятиях и атмосфера у вас очень доброжелательная. Мне было просто приятно смотреть, насколько все открыты друг к другу. Если у кого-то из группы что-то не получается, то остальные обязательно поддержат, помогут, поддержат. И у ваших клиентов действительно есть возможность раскрыться... Но тренинг заканчивается, и вот из группы приходится выходить в мир, реалии которого таковы, что на поддержку расчитывать не приходится, и никогда не знаешь в следующий миг поддержат тебя или поставят подножку. Второе – вернее. Делая человека более открытым не делает ли ваша методика его и более уязвимым?

Егор: Я сам об этом задумывался. Когда человек приходит к нам мы очень сильно его приоткрываем, сбрасываем защитную его шелуху, его доспехи, и становясь более открытым он имеет шанс получить по очень больным местам. Но ощутив себя самого и те радости открытого восприятия мира, эта радость, которое несёт в себе открытое восприятие мира. Оно затмевает те возможные неприятности и болевые ощущения, связанные с неестественностью нашего мира, с его жёсткостью, с его манипулированием людьми друг другом.

- Мне кажется, что на манипуляции построены вообще все наши взаимоотношения, и рабочие, и семейные, с самого детства. И в любой книжке по воспитанию детей родителям предлагаются манипулятивные приёмы. Мы просто не умеет выстраивать отношения без них. А ваши занятия предлагают какую-то альтернативу этому ставшему уже привычным способу взаимодействия?

Полина: Есть идеал, есть стремление к идеалу, но есть так же и невозможность его полного воплощения. Есть идеал жизни без манипулирования, но это не значит, что он достижим целиком и полностью. Надо к этому стремиться, чтобы сделать жизнь лучше. Где-то мы от этого откажемся, где-то ещё откажемся и отношения станут более искренными.

Егор: Дело в том, что люди уходят с наших занятий более гармоничными, и вокруг себя начинают собирать по принципу гомеопатии подобное притягивается к подобному, человек, становясь гармоничным и открытым он притягивает к себе людей, он двигается по миру уже другим путём. Не путём сложностей, манипуляций, но путём простоты. Где люди такие же открытые, такие же ранимые в какой-то степени, и создаётся класс новых людей, новый вид социума...

-Так вот почему вы называетесь Школа Творящего Социума?

Егор: Потому что хотя бы в рамках маленького круга мы создаём некую модель общества, в котором люди могут быть самими собой, где естественно и легко, где нету лжи... Потому что я услышал в этом году, что слово сложный в себе содержит корень «ложь» - сложно то, что ложно. Простые отношения они более естественные, они более природой предназначены, более богатые и полноценные. Человеку который гармоничен не только в отношениях с природой, но и во взаимоотношениях с окружающим миром.

Беседовала Вита Черемухина. 31 марта 2011 года.