4 ноября 50 тысяч человек побегут Нью-Йоркский марафон. Поддержать бегунов приходит больше миллиона зрителей, а в организации помогают 10 тысяч волонтёров.
Юлия Пухкал из I Love Supersport отправилась в Большое яблоко, чтобы стать частью десятитысячной армии поддержки бегунов со всего мира. И специально для Run&Roll рассказывает, как организовано волонтёрство на крупнейшем мэйджоре большой шестёрки.
***
В четверг 1 ноября открылось ЭКСПО Нью-Йоркского марафона. Проходит оно в восточной части Мидтауна, в выставочном центре Jacob Javits.
Момент открытия я встретила на рабочем месте — на стойке Runner Support. Мы уже приготовились, 9:59, нам не видно, что происходит на «линии открытия» (наши стойки дальше, ближе к получению номеров и футболок), ребята из NYRR тихонько считают в шутку — 5, 4, 3, 2, 1, go! И через несколько секунд мимо проносится первый бегун — то есть не просто участник марафона, а человек реально бежит по ЭКСПО (куда-то мимо получения номеров, видимо, от радости хочется просто бежать), и за ним первая волна тех, кто пришёл к самому открытию.
К нашей стойке почти сразу начинают подходить с вопросами. Часть волонтёров формирует очередь, часть работает на самих стойках Runner Support. Всего 20 стоек, мы сидим через одного — работник NYRR, волонтёр, работник NYRR, волонтёр...
Фавориты марафона в Нью-Йорке
Обучение волонтёров на ЭКСПО длилось минут пять, касалось оно только самого важного вопроса с трансфером на старт, и то, насколько много мы знали и могли подсказать бегунам, зависело от самого волонтёра.
Всем участникам приходило письмо, где нужно было выбрать способ трансфера на старт: своим ходом, на организованном автобусе из центра Манхеттена (от публичной библиотеки), на автобусе из Нью-Джерси или на пароме с юга Манхеттена до Стейтен-Айленд, откуда уже со станции прямые автобусы трансфера отвозят всех в стартовый городок.
Очень много человек не заметили это письмо или сознательно отложили выбор на потом, и им система автоматически присвоила статус «мне не нужен трансфер». Такая же история со сдачей багажа и пончо — можно или сдавать багаж на старте и соответственно забирать его на финише или не иметь никакого багажа, но на финише получить согревающее пончо. И если участник не выбрал никакого варианта, система автоматически записывала его в сдающих багаж.
И если с трансфером мы могли помочь всем опоздавшим с выбором, то вот поменять багаж на пончо было нельзя — зато можно было купить его на ЭКСПО себе на память.
У нас был специальный график трансфера, рассчитанный под все волны старта, — какой самый поздний трансфер можно выбрать, чтобы приехать вовремя. Если вы живете в центре, то для любой волны (может, кроме самой первой) самый удобный способ — паром на Стейтен-Айленд. Их специально запустили не раз в полчаса, как по обычному расписанию, а каждые 15 минут. На пароме можно походить, там есть туалет, виды на город. Автобус из центра идёт 1,5 часа, выезжает рано, приезжает рано; сначала в ночи стоишь в очереди, потом полтора часа сидишь на одном месте.
Это как раз был один из частых вопросов — какой транспорт выбрать, если я живу тут? А если тут? А сколько займёт путь на метро? И если не знать хорошо транспортную систему города, то, как работает метро, как долго едут поезда и как долго их нужно ждать, отвечать на вопросы бегунов будет сильно сложнее.
Когда человек определился со способом трансфера, мы находили его в системе на компьютере, меняли данные и выдавали бумажный браслет, где написано время посадки и тип трансфера. У всех, кто выбрал заранее способ, это было написано на стартовых номерах. Браслет — как билет на трансфер, если на номере нет информации или если бегун изменил время или тип трансфера.
Приходили к нам и с другими вопросами. Несколько участников хотели перенести слот на следующий год — если ты отказываешься от участия, слот автоматически переходит на 2019 год, но тебе придётся заплатить его полную стоимость (у некоторых есть страховки, которые возвращают часть стоимости). Кому-то не везло — один из участников не смог бежать второй год подряд и его слот уже не могли снова перенести.
Фаворитки Нью-Йоркского марафона
Но были и очень упорные участники — например, женщина в возрасте, лет 60-ти, которая сломала ногу и не смогла закончить подготовку. Нога только-только зажила и она решила, что пройдёт весь марафон пешком. Благодаря раннему старту своей волны она должна успеть пройти все до закрытия финиша.
Она пришла узнать, нельзя ли стартовать с отдельной группой пешим ходом — один из местных клубов организовывает старт для «ходоков» на час раньше общего старта, даже делает для них свой отдельный трансфер. Пока мы выясняли все детали, она рассказала, что 20 лет назад тоже была волонтёром на Нью-Йоркском марафоне и тогда один волонтёр работал и накануне, и на старте, и на финише, и потом на уборке после марафона. Всем стало легче и проще, когда ввели программу 9+1: пробегаешь 9 забегов и волонтёришь 1 раз — и получаешь гарантированный слот на сам марафон, не участвуя в лотерее. Привлекать волонтёров на дополнительные мероприятия до марафона таким способом гораздо легче и приятнее, ведь волонтёру нужно отработать всего 4-5 часов своей смены, а не весь день стоять 12 часов на выставке.
Я вижу это по волонтёрам своей команды: половина как раз участвует по программе 9+1 и бегут в это воскресенье.
Есть и ещё приятные бонусы: каждый волонтёр ЭКСПО получает фирменную футболку, питание, значок после завершения работы. Смена длится всего 4 часа, за это время сильно устать не успеваешь, а проникнуться атмосферой и изнутри почувствовать все проблемы организаторов — в самый раз.
Работая волонтёром и решая проблемы бегунов, сам становишься более ответственным, и понимаешь, как устроены забеги и какой пласт работы скрыт от взгляда участника.
***
Рассказ Юлии о том, как стать волонтёром на мэйджоре:
Продолжение следует. Не переключайтесь!