Согласитесь, не каждый день общаешься с известными преподавателями живописи. На днях на выставке Kalacheva School мне повезло послушать лекцию Евгении Мельниковой, выпускницы Суриковки и преподавателя рисования. Делюсь с Вами второй частью встречи, на которой ученики задавали Евгении свои вопросы. Получилось своего рода интервью, в котором наша собеседница открыла несколько профессиональных секретов:
Женя, кто тебя вдохновляет из великих и почему?
Когда я училась реализму, любила Грабаря, Коровина, конечно (не всего, правда, мне некоторые работы нравятся). Очень любила Фешина, это великолепный художник. Очень мало кто знает его, к сожалению, из-за Советского Союза. В общем, русский импрессионизм. Причем не вообще импрессионизм как таковой, а именно русский, он у нас совершенно свой, удивительный. Более, мощный, что ли.
Но это всегда под задачу. Если есть задача реализоваться в современном искусстве, то это Дэмьен Хёрст и Джефф Кунс, потому что они два самых богатых художника в мире. То есть, какие-то люди, которые своей личностью, персоной, умными проектами заставляют дрожать от восторга и думать: «Как они додумались?» Маурицио Каттелан, который делал потрясающие инсталляции из очень реалистичных скульптур, у него были событийные задачи. Например, Папа Римский, на которого упал метеорит… Почему это интересно, почему все аплодируют? Начинаешь читать – интересная концепция, сделано круто! Такие задачи, которые просто вдохновляют меня не сдаваться, идти вперед, делать что-то красивое, при этом эффектное и умное.
Сталкивались ли Вы с тем, что у человека не хватает мотивации? И есть ли какие-то приемы, чтобы эту мотивацию «подпинывать»? Я так понимаю, что один из способов – следить за какими-то штуками в современной живописи и вдохновляться ими. Но если даже на это мотивации маловато, что еще можно сделать?
Бывает, что мотивации нету, это нормально. Бывает, что устаешь, что по полгода не можешь из себя что-то выжать. Когда сильные эмоции испытал, произошли сильные события. Во-первых, нужно принять, что ты не печатный станок и из тебя не выходят картины в режиме 24/7. Это нормально, когда ты приходишь в мастерскую и ничего не сделал, день прожит все равно не зря – всё равно же попыталась.
Насчет того, что мне помогает. Мне нравятся люди, говорить с ними, учиться, взаимодействовать с ними, вдохновляться, смотреть картины, природу, гулять, фотографировать… Мне кажется, если ты в мире с самой собой, у тебя всё хорошо, ты себя не наказываешь за какой-то проступок, то можно выйти на любой уровень творчества и себя подпитывать просто тем, что вокруг.
Общий совет немножко из психологии. Когда мы хотим вырасти, стать круче, сильнее, лучше в своем творчестве или вдохновиться, нужно именно общаться с людьми, у которых больше энергии в данный момент. Впечатлиться, фильм посмотреть. Мы же не можем с какими-то великими людьми пообщаться, например, с Модильяни. Поэтому я сажусь, пересматриваю любимый фильм про Модильяни и думаю: «Какой он классный!» Фильмы, общение с людьми, интервью, инстаграм Дэмьена Хёрста. Я подписана на него и вижу: «Он опять что-то красит, а почему я ничего не крашу? Надо браться срочно, три дня ничего не делаю!» Коммуникации с вдохновляющими людьми дают самый сильный подъем. Всё остальное более индивидуально. Кого-то воспоминания подталкивают, кого-то кафе с интересными печеньками – что угодно. Главное – дома не сидеть.
Как формируется концепция произведения?
Это что-то, что резонирует внутри тебя какую-либо тему. Какой-то внутренний резонанс – болезненный, счастливый, тревожный… А еще нужно ответить на вопрос: а зачем на это нужно смотреть другому человеку? Есть разница между дневниковым искусством и публичным. Фрида, например, может быть чуть ближе к дневниковому искусству, и в этом есть свой кайф. Кто-то «расширяется», как Джефф Кунс, который делает огромных собак как будто из надувных шаров (хотя они железные). Он резонирует с темой что мол «все зажрались, у всех слишком много денег, сейчас я вас воспитывать начну…» У него общечеловеческая тематика на весь мир.
Так что, во-первых, кому что близко. Во-вторых, будет ли это отвечать вопросу о диалоге с публикой. В-третьих, насколько тебе самой интересно это делать.
Что помогает вы́носить идею? Всё время смотреть на художников, быть постоянно в контексте искусства. Что сейчас, в данную минуту происходит в Москве, на лондонских торгах, что где выставляют? Серфить интернет, читать о других художниках: автобиографии, книги, интервью. И есть такое понятие как философия искусства. Начиная от Фрейда, который тоже глубоко погружался в контекст искусства, и заканчивая исследователями XX-XXI веков. Например, слушать Бориса Гройса очень интересно, очень сильный искусствовед и умный мужчина. Мне его лекции заходят при любых обстоятельствах. Это всегда помогает что-то внутри себя, вытащить, посмотреть, показать другим.
У меня такая проблема, что негде рисовать. Есть ли такие пространства, куда можно притащить ведро масла и при этом не отдать деньги, сопоставимые с арендой комнаты в Москве?
Я столкнулась с этой же ситуацией прошлой зимой. Я уже очень накалилась, было некуда ставить эти здоровенные холсты. Начала искать помещение, но везде очень дорого. Нашла разрушенное, убитое помещение на разрушенном, убитом заводе. У нас сейчас есть такая тема как кластеры типа Флакона, но это дорого. На Электрозаводе тоже, хотя он считается бюджетным.
Находишь менее известный завод, просто приходишь в отдел аренды и говоришь: хочу какое-нибудь непонятное помещение. И ремонтируешь. Я в него уже вложила пять зарплат, но оно реально того стоило. (Смеется). Но мне нужно было большое помещение, минимум 50 квадратов, у меня большие холсты. Теперь я могу хотя бы выставить их в ряд! Но можно найти и что-то поменьше. Мой совет – какая-нибудь разрушенная штука, которую можно использовать.
Как ты искала? Гуглила запрос «разрушенная штука»?
Я нашла в фейсбуке группу Ищем мастерскую. Заходишь, и там всё время что-то постят. Есть очень дорогие, есть достаточно бюджетные мастерские. И вот эта попалась. Причем когда на эти фотки посмотрела, подумала: «Божечки мои!» (Смеется). Там до меня работал бутафор, который был связан с кино, и там всё было завалено. Вычистила – нормально стало.
Если дома мучаешься и некуда это всё девать, действительно нужно помещение. Я туда прихожу и чувствую себя абсолютно счастливой. Сейчас вот тоже туда поеду и уже предвкушаю, что буду там очень счастлива. Так что это классно! Художник создает вещи, если их негде хранить и мы относимся к ним недостаточно бережно и трепетно, то как их можно давать людям? Если есть свое пространство со своими хорошими вещами, которые ты продаешь, даришь или учишь на их основе людей, нужно к ним уважительно относиться.
Я рисую не каждый день и была бы рада, если бы компания условно учеников совместно снимала. Бывает ли такое?
Да, такое есть. Можно сколотить команду и снимать с друзьями вместе. Можно к кому-то присоединиться.
Как найти свой материал? Нужно ли это делать? У меня такой период, что мне интересно вообще всё. Даже иногда кажется, что это ненормально. Пастель нравится, карандаш нравится, акварель нравится. Я думаю, это лишь начало пути, или нужно больше работать?
Я всегда ученикам говорю, что не надо себя ограничивать. Если есть желание рисовать любыми материалами – рисуй любыми материалами! Если есть опасение на тему: «Я должна только маслом писать, чтобы быть настоящим художником» или «Я художник-карандашник», – это не работает. Потенциал может быть шире, глубже. Пока всё не перепробуешь, не узнаешь. Это факт.
Мы базовый курс таким огромным делаем, потому что всё пробуем. Ученик проходит кучу стадий, чтобы понять: он акварелист, или ему ближе графика, или смешенная техника… Это на самом деле очень здорово, надо пробовать. Самое пагубное – когда мы себя ограничиваем. Зачем? Это же искусство! И так везде себя ограничиваешь.
Просто я знаю, что есть люди, которые четко для себя определяют, что масло не нравится, например. А я для себя не могу четко сказать, что никогда не буду рисовать маслом. Или что не люблю акрил.
Ну и не надо! Забить на всё и рисовать, чем захочется. Может, потом какая-то уникальная техника вырастет из этого всего. У нас в свое время не было денег, мы писали маслом по бумаге. Бумагу покрывали желатином, чтобы масло соскальзывало и не пропитывалось внутрь. Поверх карандашами, потом масляной пастелью, чтобы какие-то контрасты подчеркнуть… Это же круто, когда всё это умеешь! Надо развиваться дальше, больше экспериментов, экспрессии.
Насколько важно университетское образование? Я определила для себя, что хочу рисовать, но базы нет. Может, мне стоит в следующем году подать документы в Суриковское?
Я никогда не против канонического, классического образования, но есть разные подводные камни. Все зависит от того, какую мы себе задачу ставим. Если хотим поменять свою жизнь, стать художником, снимать мастерскую, думать над художественными задачами – можно тогда потратить шесть лет, чтобы рисовать очень серьезно.
Не хочется тратить шесть лет совсем…
Я тоже так считаю! Мне этот путь (училище и институт) принес очень много травм. Если бы я закончила только училище, где я была четыре года, то была бы счастливее. У меня был более широкий потенциал, больше доверия к миру, спокойствия, нормальной внутренней оценки. Лучше, чем шесть лет, когда тебя постоянно мучают и травмируют. Да, это практика, опыт. Но необязательно его таким кровавым способом получать! Шесть лет – это очень много, зачем? Можно и так совершенно спокойно нормально отучиться и знать азы.
Каждое мое первое занятие на базовом курсе начинается с того, что я говорю: у нас есть три кита, на которых всё держится. Первый – это основа, знания, без которых мы не можем. Второй – практика, когда мы эти знания применяем и отрабатываем материал. Например, рисуем яблоко. Не получилось раз, другой третий – на четвертый или пятый получится. Третий кит – насмотренность. Когда мы ходим в музей и видим, как эти яблоки писал один художник, как другой. Учимся у него, копируем, изучаем. Это можно делать в любом возрасте, дело только в том, насколько ты хочешь вкладывать в это силы и время. Больше сил и времени – больше и быстрее придет результат.
У меня семилетний опыт преподавания и некоторые ученики, с которыми мы начинали, сами стали преподавателями и пишут мне: «Смотри, что мои ученики нарисовали!». Это очень круто, люди реально достигают высот с нуля. Причем они были взрослее, чем я, когда начинали.
У меня есть девочка Маша, она сейчас преподает очень сложную китайскую технику. Не знаю, сколько у нее терпения на это, кошмар! Розы, какие-то невероятные цветы, лотосы… Человек пришел с нуля. Правда, она потом пошла в вечернюю школу при Суриковском, год там позанималась. Для закрытия гештальта, мол, я поучилась в Сурке. Но она и до этого уже преподавала. Нету никаких ограничений, если мы чего-то хотим. Только от нас всё зависит.
Как быть, если нужен быстрый результат? Мне нужно по работе делать быстрые эскизы. Но ни опыта, ни навыка, ни желания нет. Есть насмотренность, теоретические знания. Мне очень нравится, когда кто-то рисует, но нет терпения выписывать, вырисовывать. Хочется делать быстро, но чтобы при этом было понятно.
Это скетчинг. Когда интересно быстро, красиво, эффектно донести мысль. Если это такой стиль – 15 минут на расчеркивание маркерами и карандашами, то можно сделать вот как. Набрать в большую папку примеров, которые интересны: скетчинг интерьера, экстерьера, цветов, животных, еще чего-то. Потом покупаем черный браш-пен с кисточкой на конце, несколько каких-нибудь цветных маркеров. И нужно потратить месяц упорной работы на то, чтобы открывать эту папку, брать любое изображение и копировать.
Например, собачка классно нарисована. Берем лист, рисуем ее быстренько, выкинули. Нарисовали еще раз – выкинули. Нарисовали еще раз – выкинули, выкинули, выкинули. Пока что-то не получится. Использовать можно самые дешевые листы бумаги для принтера и просто выкидываешь, пока не получится, пока эта собачка сниться не начнет! Потом берешь фотографию собачки, но уже не рисунок, и пытаешься в этом же ключе нарисовать в такой же технике собачку. Выкидываешь, выкидываешь, выкидываешь, пока не получится. Это очень хороший способ.
В качестве примера расскажу, что у Матисса была такая история. У него есть потрясающая графика – портреты одной линией: глаз, локон спускается, тело изогнуто… Ничего лишнего. Я всё детство смотрела на книгу Матисса с этой графикой в родительской библиотеке: «Что он тут нарисовал? Тоже мне, одна линия! Тоже мне, Матисс!». Мне было девять лет, амбиции… Потом уже взяла в училище эту книгу и думаю: дай-ка скопирую. Не получается! Как так? Я же всё правильно делаю, один к одному, но у меня криво, а у него красиво. Почему? Почитала и узнала интересную историю про него. Чтобы добиться одного потрясающего портрета из одной линии с глазом и ресничкой, он делал по сто набросков одного и того же мотива, представляете? Рисовал и выкидывал.
То же самое Серов. Если были на выставке Серова, видели там кальки. Он брал кальку и перерисовывал, сверху еще одну кальку, и еще раз перерисовывал, пока не достигал идеальности. Так что копирование и практика.
Только маркеры дают такой быстрый эффект?
Маркеры, карандаши, пастель.
Мне нравятся карандаши цветные, но с ними сложно: нужна особая штриховка.
Можно штриховать широко, прям от души, тоже будет красиво. Главное – найти, что и в каком ключе нравится. Если это быстрый скетчинг, надо ориентироваться на соответствующие примеры.
На этом творческая встреча не закончилась, читайте продолжение рассказа Евгении о творчестве, вдохновении и методах работы. Расскажите друзьям о вдохновляющей работе замечательного человека – сделайте репост! А еще подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить статьи о других преподавателях Kalacheva School.