Найти тему

Зачем князю Владимиру насиловать Рогнеду? Зачем Рогнеде убивать мужа? Исторические сплетни.

Киевский князь Владимир (Василий) был христианином, как его бабка Ольга и мать Малуша,которая то и была бастардом, внебрачной дочерью какого то польского княжича, а не рабыней. Причем, воспитывался Владимир с самого рождения у княгини Ольги, как и положено, в христианских традициях. Поэтому, никаких гаремов с жёнами и наложницами у него не было и быть не могло. Ольга вообще мечтала засватать своему любимому внуку, который еще и польско-королевских кровей был, византийскую принцессу, что она и сделала после смерти Рогнеды. Но Киев получил от Византии официальный отказ, ибо второй брак киевского князя уже не имел бы династических последствий. Византийскую принцесу, дочь Константина Мономаха, засватали, исполнив наказ Ольги, уже одному из сыновей Ярослава Мудрого, Всеволоду, сын которого, Владимир Мономах, уже более известен потомкам под фамилией своей матери.

А в то время Владимир еще был молод и не женат, и Ольга засватала ему полоцкую княжну Рогнеду, чтобы присоединить Полоцк, второе по величине княжество. Рогволд сначала согласился, ибо не мог прилюдно отказать Великой Ольге, а после Рогнеду увез в Полоцк, обвинив Владимира в изнасиловании невесты до свадьбы. Вот и пошли разнотолки. Владимир был молод и хорош собой, Рогнеда тоже юная девушка, которой идти замуж за ровесника было гораздо приятней, чем за старого, те. взрослого, в отцы ей годящегося, мужчину. Вот и поспешили молодые с первой брачной ночью, чтобы свадьбу им никто не расстроил. Но Рогволд вел собственную политику, дочь рассматривал как разменную монету, замуж хотел выдать за киевского действующего князя, а не за какого то юнца, пусть и княжеского рода. Полоцк на тот момент в состав Киевского княжества не входил, был самостоятельной единицей, с Киевом политику вёл на равных. Поэтому и пришлось Ольге отложить свою давнюю мечту породниться с Константинополем, сватая невесту у византийских монархов, и заняться решением более насущных политических проблем, которой и был, в первую очередь, Полоцк. Рогволд почти открыто интриговал против Ольги, вступив в союз с киевским князем. Ольга же уступать власть старшим внукам не хотела и сдавать свои позиции не собиралась.

Так как киевский князь, старший брат Владимира, уже был женат, поэтому брачный союз, обговорённый им с Рогволдом, отложили. Овдоветь еще надо было. Ольга, на тот момент отстраненная от власти старшими внуками и проживающая в Васильеве (современный Васильков), решила времени не терять. После публичного согласия Рогволда отдать дочь за Владимира и подлого расторжения помолвки, Владимиру было велено ехать в Полоцк за невестой, а Ольга занялась решением вопроса о киевском престоле в пользу любимого внука. Свои позиции главы государства, признанной даже в Константинополе, она еще не растеряла, не смотря на настойчивые проводы на заслуженный отдых со стороны старших внуков. Приехав в Полоцк с небольшой дружиной, Владимир получил грубый отказ от Рогволда и был вытолкан за ворота "аки чернь", да еще с требованием волостей в качестве компенсации за позор. Это возмутило будущего князя, началась сеча, в результате Рогволд со старшими сыновьями от первого брака был убит. В пылу сечи был убит и родной брат Рогнеды от их общей матери, еще отрок, что считалось грехом. Потому что старшие сыновья Рогволда, как и он сам, были уже "мужи", те воины, не одну схавтку прошедшие. А гибель отрока, меча не державшего и ничьей крови ещё не пролившего, считалась убийством. Вот это и было тем грехом, который признавал даже сам Владимир, хоть юноша погиб и не от его руки. Злые языки эту смерть всю жизнь пеняли Владимиру, и он даже прощаясь с Рогнедой на смертном одре, она умерла от очередных родов, просил ее попросить "прощения у братки, ибо не было в том вины его".

А в результате стычки в доме у Рогволда Полоцк остался без наследников. Владимир с дружинниками заперлись в княжеском тереме и послали гонца к Ольге за подмогой. В Полоцке тем временем назревал бунт. Прибывшая вскоре с дружиной Ольга бунт подавила, Владимир был объявлен киевским князем, а Рогнеда киевской княгиней. Рогволд с сыновьями были похоронены не в курганах как было принято в Полоцком княжестве, а по христианскому обычаю. Полочане выдвинули обвинение Владимиру за убийство несовершеннолетнего княжича. Ольге пришлось казнить публично зарубившего отрока в пылу сечи дружинника, чтобы утихомирить полочан. Владимир вернулся в Киев не только полоцким, но и киевским князем.

Владимир и Рогнеда жили в любви, особого влияния на князя и политику Рогнеда не оказывала, родила как минимум пятерых детей, скончалась еще молодой. Мужа убивать у нее и в мыслях не было.

А вот у Святослава, отца Владимира, был гарем, и одна из его жён или наложниц, пыталась убить мужа. Это была какая то женщина знатного происхождения из степных племён, родившая Святославу наследника. Когда она узнала, что Святослав завёл себе новую фаворитку, по степному обычаю попыталась защитить интересы сына-наследника. Святослав был сильным мужчиной, воином, попытка убийства провалилась, меч он у неё отобрал.

К сожалению, многие летописи не сохранились, все имеющиеся публичные источники - лишь переписки с более ранних, а многие книги по истрии Древней Руси - переписки с этих переписок. Отсюда и путаница.