Найти тему
Terra Mortuum

Первая империя. (Трехактовая драматическо-историческая пьеса) Часть вторая. Проверка на прочность.

Огромнейшая империя, мощная армия, вооруженная по последнему слову техники, власть повелителей, державшаяся на крови и страхе… Везде, где проходили ассирийцы, они сеяли смерть и разрушение. Их имя стоит в одном ряду с монголами, гуннами и прочими варварами, сметавшими цивилизацию, не считаясь ни с кем и ни с чем на своем пути, державшими в страхе подчиненное население и наводившими ужас одним своим именем. О них мы и поведем свой рассказ.

Игра престолов.

После смерти Тукульти-Нинурты I единая Ассирия на время перестала существовать. В династические распри весьма удачно вмешивался Вавилон, сумевший восстановить независимость. В конце концов, трон Ассирии занял сын Тукульти-Нинурты, Энлиль-Кудурри-Уцур. Он начал войну с Вавилоном, который освободился от контроля Ассирии, и начал активно вмешиваться в ее политику. Власть этого правителя была непрочной, поскольку был и другой претендент на престол, представитель побочной династии Адасидов, бывший чиновником при дворе — Нинурта-апал-Экур. Он, справедливо опасаясь политических преследований, бежал к вавилонянам, где, оспользовавшись войной, попытался неудачно захватить Ашшур. Однако со смертью Энлиля он смог вернуться на родину и занять царский престол в 1183 г. до н.э. После его смерти в 1179 г. престол занял его сын, Ашшур-дан I, в течение 46-летнего правления которого положение в Ассирии несколько стабилизировалось. Он также продолжил борьбу с Вавилоном, по итогам которой захватил несколько городов в районе реки Малый Заб. С его смертью в стране в течение 1134-1133 гг. до н.э. вновь разгорается борьба за престол между двумя его сыновьями: Нинуртой-Тукульти-Ашшуром и Мутаккилем-Нуску. В начавшейся было гражданской войне победителя, можно сказать, не было: Мутаккиль-Нуску, заняв престол, проправил всего несколько месяцев. В 1133 г. до н. э. трон занял сын последнего, Ашшур-реш-иши I.

Примерная расстановка сил на момент развития событий (и незадолго перед).
Примерная расстановка сил на момент развития событий (и незадолго перед).

Судьба благоволит.

Новый правитель Ассирии пришел к власти в сложное время: авторитет царской власти после череды усобиц был слаб, Египет, который мог выступать в роли союзника, был ослаблен нашествием "Народов моря", Хеттское царство пало, в Анатолию из Фракии вторглись племена мушков, а из Сирийской пустыни в Переднюю Азию начинается миграция кочевых племен арамеев. На фоне этих событий центр политической жизни смещается в стремительно возвысившийся Элам и Междуречье, но ассирийцы не хотели просто так взять и сдаться. Начинается трехстороннее противостояние между Ассирией, Эламом и Вавилоном. И судьба благоволит Ассирии.

В Вавилоне произошла смена династии, в результате которой к власти пришел Навуходоносор I — сильный и энергичный правитель. Заняв вавилонский престол, он первым делом отправился в поход против ассирийцев, и в 1121 г. до н.э. атаковал крепость Цанку. Однако эта осада оказалась неудачной для вавилонян; их войско было разгромлено. Подробностей нам неизвестно, но видимо, вавилонский царь впечатлился настолько, что больше с ассирийцами не воевал. Взгляд Навуходоносора обратился на юго-восток, к Эламу, который захватил обширные территории и угрожал как вавилонянам, так и ассирийцам. В 1115-1110 гг. до н. э. начинается война Вавилона с эламитами, окончившаяся сокрушительным поражением последних. Поражение эламитов было столь сокрушительным, что они почти на три столетия выпали из упоминания всех письменных источников. Таким образом, на политической арене осталось всего два государства, крайне недружественных друг другу. Военное столкновение Ассирии и Вавилона было практически неизбежным, а его исход был ясен заранее. Но над ними нависла новая угроза: арамеи, вплотную приблизившиеся к границам обеих стран. И давние противники, прекрасно осознавая опасность вторжения, заключают шаткий союз против кочевников. Ассирийцы получили второй подарок судьбы: во-первых, союз позволил им избежать войны, в которой их проигрыш был очевиден, и копить силы для новых битв; во-вторых, богатые и плодородные земли Вавилонии были первоочередной целью арамеев, в отличие от гористых верховьев Междуречья, где располагалась Ассирия. Хищнику оставалось лишь грамотно распорядиться ситуацией и ждать своего часа.

Эламское царство на пике своего могущества.
Эламское царство на пике своего могущества.

Бросок льва.

В 1115 г. до н.э. правителем Ассирии становится Тиглатпаласар I. В период его правления снова начинаются масштабные завоевания. Уже в первый год своего царствования этот энергичный правитель совершает поход против мушков (позже известных как фригийцы), вторгшихся в сопредельную с Ассирией область Кадмухе, расположенной в верховьях Тигра и бывшей в зависимости от последних. Итоги кампании были впечатляющими: мушки были отброшены и серьезно ослаблены, а около шести тысяч из них сдались на милость победителя и были расселены по ассирийской земле. Затем была приведена к покорности и сама Кадмуха, задолжавшая выплату дани, и вдобавок покорены несколько небольших хурритских княжеств. Добыча была весьма богатой; кроме того, была захвачена семья правителя Кадмухи во главе с самим царем. И это было только началом; всего же за первых пять лет своего правления Тиглатпаласаром было покорено и обложено данью 42 страны на территории от Средиземного моря до озера южного берега озера Ван (современная Армения). Позже ассирийцы совершили ряд походов на север от него, о чем свидетельствует надпись на скале близ современного Малазгерда (совр. Малазгирт в восточной Турции).

Тиглатпаласар I и его свита.
Тиглатпаласар I и его свита.

Кроме того, в этот период снова разгорелась война с Вавилонией, куда ассирийская армия совершила два похода. Первый был направлен на выправление границ за Тигром, в ходе второго войска ассирийцев, захватив ряд городов, дошли до самого Вавилона, разграбив и спалив царский дворец. Но сломить своего грозного соседа в этот раз ассирийцам было не суждено; в 1083 г. до н.э. правитель Вавилона Мардук-наддин-аххе отбросил вражеские войска вплоть до границ собственно Ассирии, к городу Экалатуму, захватив богатую добычу, и, что немаловажно, статуи ассирийских богов, серьезно деморализовав ассирийцев. Вернуть статуи удалось вернуть только спустя несколько столетий.

Но, несмотря на все свои успехи, завоевания Тиглатпаласара оказались непрочными; ресурсы Ассирии, вкупе с внешней обстановкой не позволяли закрепиться на завоеванных землях. Территории к западу от Евфрата вскоре вышли из-под ассирийского контроля, а с юга началось вторжение арамеев, к тому времени занявших Нижнюю Месопотамию.

Военные действия против них были весьма интенсивными: ассирийская армия совершила не менее 28-ми военных походов против кочевников, на территории от верхнего до среднего течений Евфрата. И хотя в этой борьбе Тиглатпаласар I одержал немалые успехи, не раз переходя на западный берег Евфрата и громя арамеев на их же земле, доходя вплоть до Пальмиры, последние продвигались все дальше вверх по Междуречью, занимая пастбища и перерезая коммуникации между ассирийскими городами. Ассирия впервые за долгое время сама превратилась в поле битвы, где города подчинялись царю, а сельская округа перешла под контроль кочевников. Урон от арамейского вторжения был настолько сильным, что под полным контролем правителя оказалась лишь коренная территория Ассирии в верховьях Тигра, и с конца XI по конец X вв. до н.э. нам известны очень немногие документы и надписи.

Кругом враги.

В 1076 г. до н.э. Тиглатпаласар I умирает, оставив наследникам массу проблем, требовавших немедленного разрешения. Необходимо было закрепить прежние завоевания и разобраться с арамейскими ордами. Но вместо этого страна снова оказывается охвачена смутой: престол на короткое время один из младших сыновей Тиглатпаласара I, Ашаред-апал-Экур. У власти он пробыл всего два года, которые были отмечены гражданской войной со своим братом, Ашшуром-бел-Калой, который в итоге стал новым царем, 18 лет правления которого отмечены новым усилением Ассирийской державы: был захвачен и разграблен Кархемиш, столица одного из хеттских княжеств, совершен поход к Средиземному морю, где близ города Арвад владыка Ассирии вышел на корабле море и охотился на некую морскую лошадь (возможно,это был ламантин). Вообще, этот правитель, судя по всему любил охоту, поскольку в летописях царя особо было упомянуто о данном занятии. Так, сохранилось упоминание об охоте на диких коров и быков на территории хеттского княжества со столицей в Арацикаве.

Воевал этот ассирийский царь также много, как и охотился, благо врагов вокруг хватало: помимо уже упомянутого похода к Средиземному морю, был совершен удачный военный поход на север, против стран урартов (позже из них вырастет самый грозный противник ассирийцев — Урартское царство). Целью было сохранение контроля около озера Ван, откуда урартские племена начали активно вытеснять ассирийцев.

Но самой ожесточенной оказалась новая схватка с арамеями, серьезно угрожавшими ассирийцам с юга и юго-запада. Походы против них совершали регулярно, ассирийцы громили кочевников на всем пространстве между Евфратом и Тигром в их среднем течении, и даже заключили союз против арамеев со своим давним противником — Вавилоном, против которого ассирийский царь совершил ранее поход, разграбив и захватив приграничные области. Стоит отметить, что Ашшур-бел-кала отметился невиданной гибкостью в этом вопросе, лично посетив своего вавилонского «коллегу» Мардука-шапика-зери, а после его свержения женился на дочери нового правителя Вавилона, чем подтвердил свои союзнические намерения. Такая политика принесла успех: обе державы вместо того, чтобы противостоять друг другу, сосредоточились на борьбе с общим врагом.

В ходе борьбы с арамеями ассирийцами были захвачены тысячи пленных и огромная добыча. Однако ощутимого успеха это не принесло: кочевники были гораздо более мобильны и зачастую просто скрывались из виду, не вступая в бой. Тем не менее, если ранее арамейские орды подходили к стенам Ниневии, то теперь, благодаря принятым мерам, их удалось оттеснить к северо-восточным границам Ассирийского царства, перестав прямо угрожать ассирийскому господству в ее коренных землях. Сами арамеи в этот период начинают переходить к оседлости: ими был основан ряд государственных образований, среди которых наиболее опасным для ассирийцев было государство Бит-Бахиане со столицей в Гузане, чье влияние распространялось на долины верхнего Евфрата и его притоков. Стоит отметить, что время в этом процессе работало на Ассирию: перейдя к оседлости, кочевники были лишены своего главного козыря — мобильности. Теперь, вместо того, чтобы просто уходить от сражений с врагом, они были вынуждены принимать бой, вставать на защиту некогда захваченных ими земель. Это в перспективе давало важное преимущество ассирийской армии, весьма боеспособной против подобных ей врагов.

Арамейские государства (выделены цветом), и их соседи.
Арамейские государства (выделены цветом), и их соседи.

С окончанием правления Ашшур-бел-кала Ассирия снова погружается в четырехлетнюю чехарду с малозначительными правителями, пока в 1050 г. до н. э. к власти не приходит Ашшур-Нацир-апал I. Период его 19-летнего правления отмечен голодом на начальном этапе правления и постепенной стабилизацией внутренней остановки в государстве, ослабленном предыдущими смутами. Кроме того, продолжалась борьба с кочевниками, шедшая с переменным успехом.

Чтобы выжить.

Со смертью Ашшур-нацир-апала I в Ассирии наступает так называемый «Темный век» - кризисное время в истории страны, когда она фактически была поставлена на грань выживания. Известий об этом времени очень мало. Так, в период правления наследника Ашшур-нацир-апала, Салманасара II, происходит новая волна вторжений арамеев, от которых этот правитель терпит поражения. Вероятно, это событие и служит катализатором внутренней нестабильности в стране, поскольку следующий за ним ряд правителей (Ашшур-Нирари IV, Ашшур-раби II, Ашшур-реш-иши II, Тиглатпаласар II) практически не оставляет никаких сведений о совей деятельности. Известно, что в этот период продолжается напряженная борьба с арамеями, отмеченная как краткими периодами усиления Ассирии при Ашшур-Раби II, совершившем поход к Средиземному морю, так и периодами ослабления в период правления Тиглатпаласара II, когда Ассирия была теснима со всех сторон арамеями, Вавилонией и племенами урартов, теряя подчиненные ей территории и влияние.

Эпоха смут заканчивается только в период Ашшур-дана II, сумевшего укрепить ассирийское государство. Он вел активную деятельность, отстраивая города и укрепления, помогал крестьянам, снабжая их земледельческими орудиями и позволяя осваивать брошенные земли. При нем впервые после длительного времени ассирийцы снова начинают вести военные кампании против арамеев, Кадмухе и Кирриуру, а также вернул под свою руку часть земель, утерянных при его предшественниках. Летописи упоминают о передаче в войско боевых колесниц, что также говорит об усилении власти государя и ассирийской армии.

Реанимация.

Настоящий подъем Ассирия переживает только в период правления преемника Ашшур-Дана II — Адад-Нирари II, положившего конец смутному времени. В 910 г. до н.э., спустя два года после его вступления на престол, этот правитель начинает свой первый большой поход — на северо-запад, в земли близ озера Урмия. Покорив их и разграбив, он поворачивает на юго восток, проходя по землям хурритского государства Куммы, ранее подчиненного Ассирии. Войскам куманийцев было нанесено сокрушительное поражение, их независимости пришел конец. После, переправившись через Тигр, ассирийцы покорили также отпавшую в начале правления Адад-Нирари II Кадмухе, где была захвачена богатая добыча. Двинувшись оттуда на северо-запад, ассирийская армия вступила на территорию государства Алзи, которая стала данником Ассирии.

После этого наступила очередь Вавилона. В 905 и 895 гг. до н. э. против него было проведено два военных похода, по итогам которого к Ассирии отошли пограничная область Аррапхи. Воевал Адад-Нирари II и с урартами, совершив против них несколько походов. В целом, борьба с ними шла с переменным успехом. Ассирийским правителем было захвачено и разграблено несколько урартских княжеств.

Собственно, нас интересует темно-желтый цвет.
Собственно, нас интересует темно-желтый цвет.

В летописях отмечается, что особенно упорной была борьба со страной Хабху, которая не желала подчиняться ассирийцам. Так в 895 г. до н.э. ассириский владыка выступил в поход против них. Поводом послужило нападение армии Хабху на принадлежавший ассирийцам город Кумма. Ответ войск Адад-Нирари II был страшным: все поселения страны были сожжены, урожаи с полей собраны и отправлены в Ашшур, фактически, лишив все население самого важного продукта - зерна. Уцелевшие были обложено тяжелой данью и податями. На следующий год ассирийская армия вновь вторглась в Хабху, воины которой снова атаковали Кумму. Поселения Хабху, задержавшие выплату дани упряжными конями, были снова разрушены и сожжены.

Таким образом, пережив эпоху смут и сумев выстоять и сохранить свою государственность, Ассирия снова смогла восстановить свое былое могущество, вступив в полосу расцвета. В период ее ослабления на Ближнем Востоке возникло множество мелких и слабых государств. Арамеи погрязли в междоусобицах, Вавилон не оправился от вторжения арамейских кочевников, а урартские племена еще не объединились в единое государство. образовался «вакуум силы», когда ни одно из них не могло стать достаточно сильным, чтобы объединить остальные. Ассирия же в период правления Адад-Нирари II смогла подчинить не только земли, которыми некогда владела, но и захватить новые, укрепив в них свою власть. Наступала новая эпоха, и ассирийцы были к ней готовы, как никогда.

To be continued...