Я Школа. Обычная, общеобразовательная, средняя. Мне чуть больше 40 лет и я многое повидала. Хочу научить вас тому, что смогу.
Дорогие мои ученики и ученицы, часто с одними и теми же проблемами при обучении в школе сталкиваются большинство из вас. Начнем разбираться сегодня с проблемой обзываний.
Многие, очень многие ребята сталкиваются в школе с тем, что их обзывают. От этого становится больно, обидно, хочется плакать или драться, кричать в ответ гадости. Но... это почему-то не помогает!!!! Что же тогда делать? Давайте послушаем одну историю.
Одна маленькая девочка, назовем её Танюшкой, была очень скромной и тихой. Она старалась никому не мешать и выполняла старательно все задания. Танюшка казалась младше своего возраста года на два. Естественно, для обидчиков, которые любят искать себе беззащитную жертву, это был лакомый кусочек. "Приятно" таким, недалеко ушедшим по уровню развития от животных, людям, почему-то обижать слабых и маленьких.
В классе, в котором училась эта маленькая девочка, было 39 человек! И вообще школа в то время была сильно переполнена. На уроках было очень напряженно, так как учителя, пытаясь чему-то научить такое количество школьников одновременно, очень сильно повышали голос.
На переменах тоже было не отдохнуть. Такая толчея стояла, что главное было - не потерять себя, портфель, не отдавить кому-то ноги, руки и уберечь от этого себя. Многие любители агрессии пользовались этим очень часто и хитро.
Когда Танюшку начали обзывать, забирать вещи с целью, чтобы она за ними погналась и стала канючить и плакать "Отдай!", она сначала растерялась, была очень обескуражена таким поведением. Это было неожиданно - ведь сама-то девочка никого никогда не обижала. Вечером она спросила у мамы, что делать в такой ситуации. Мама сказала: "Не обращай внимания на неумных людей. Ты их не сможешь изменить. Держи себя в руках и они отстанут".
Девчушка задумалась, и когда легла спать, долго ворочалась в кровати, представляя себе, что же она может сделать завтра, если эти "человечата" начнут её обижать - обзывать и отбирать вещи. Так как она была девочкой маленькой, 8 лет, то она поняла мамины слова "держи себя в руках" прямо.
На следующий день на первой же перемене налетели трое обидчиков, строили рожи, кричали неприятные слова, один из них забрал с парты пенал и убежал. Таня четко следовала своему плану: она обхватила себя руками, наклонила голову и насупилась. Когда обидчики обзывали её, Таня старалась не слушать их, напевая про себя свою любимую песню. И периодически думала: "Я держу себя в руках. Вам, неумным, не удастся вывести меня из себя".
А когда один из них забрал пенал, Танюша подумала: "Если я сейчас побегу, они будут смеяться надо мной и всё равно не отдадут пенал. Я маленькая, они гораздо больше меня. Я не смогу отобрать свой пенал. Скажу учителю, когда начнётся урок. Там же все мои ручки и карандаши, я не смогу работать на уроке. Может, кто-нибудь поделится со мной ручкой и карандашом. Буду сидеть дальше".
Я, Школа, наблюдала за этой ситуацией и мне очень хотелось помочь девочке. Но я не могла. Только восхищалась - Таня сидела как скала. Обидчики отошли подальше и ждали, когда же она заплачет и побежит за ними. Но нет, этого не произошло. А тронуть пальцем её они не посмели. Даже им было стыдно ударить такую малышку.
Прозвенел звонок... Класс встал, ожидая учителя... Учительница вошла в класс... Тот, кто взял пенал, аккуратно положил его на Танину парту, проходя на своё место. Танюшка победила!!! Она зауважала сама себя и, видимо, одноклассники тоже.
Это была первая победа, но самая важная! В течение этого месяца периодически у обидчиков возникало желание подразнить Таню и порадоваться её горю. Но девочка уже выработала свой способ, как справиться с этим.
Она ещё пару раз подходила к маме за советом, та повторяла свои предыдущие слова и добавила ещё: "Ну какая разница, что они говорят! Ты же знаешь, что ты не такая! Это ОНИ такие, как тебя обзывают! Ты тут вообще не причем! Есть такая поговорка: "Собака лает, ветер носит", то есть это люди такие, уровень развития у них такой. Они не имеют никаких других достоинств и сильных сторон, их не за что уважать. Веди себя достойно. Не унижайся и никто не унизит тебя, как бы он тебя не называл. Достойные люди так себя не ведут, как они. Достойные люди ведут себя спокойно, держат себя в руках, не обращают внимания на такое поведение".
Таня подумала: "Это как глупая собака-пустолайка, бабушка так говорила. Она лает без повода на всех. Умные собаки лают по делу, когда кто-то лезет во двор, или когда защищают хозяина. Так, наверное, и люди. Есть глупые, а есть умные. Глупые не умеют себя вести, а умные ведут себя достойно, они "сильные духом". Мы читали про Зою Космодемьянскую рассказ. Она не сдалась фашистам, не предала партизан, погибла, защищая свою страну. Она сильная духом и умная. И я буду держаться дальше".
Таня была умной девочкой!
Это длилось не очень долго. Довольно скоро обидчикам надоело её дразнить и они оставили Таню в покое. Кроме того, девочка училась почти на одни пятёрки, но не строила из себя "самую умную", не ябедничала учителям, помогала, если просили и это было в её силах, не обижала сама никого, не брала чужого. И постепенно одноклассники зауважали эту маленькую стойкую девочку, которая научилась "держать себя в руках" и вести себя достойно.
Мотив (причина) поведения обидчиков в этом случае был - подразнить, повеселиться, обидев слабого. Так бывает, когда класс новый, еще не очень дружный. Или это новая группа в лагере. Или новенький приходит и его "проверяют" не очень умные ребята, можно ли из него сделать жертву, забаву, игрушку, над которой можно безнаказанно потешаться и чувствовать себя "сильным". В дружном классе одноклассники обязательно заступятся, не дадут никого в обиду.
Бывают и другие мотивы, которые мы с рассмотрим в следующих статьях.
Хорошо, что с этой девочкой так закончилась эта ситуация! Если вы сможете так же, то будет здорово!
Желаю стойкости и хороших отношений с одноклассниками!