Да,да! "Чуть красивее обезьяны" и "внешность не главное"! И вообще, современные женщины слишком уж много внимания уделяют внешним параметрам мужского пола. Именно в таком духе велась, изобличающая нашу женскую глупость проповедь, звучавшая из уст одного моего знакомого. Но позвольте! Не сегодня же это началось. В природе ведь оно как? Серенькая самочка и расцветистый павлин-самец. А у венцов творения? Право же, фактурная мужская внешность всегда по достоинству оценивалась (причем как противоположным, так и собственным полом).
Давайте по порядку. У женщин красота - сама по себе дар. Даме не нужно быть выдающейся, талантливой или бесстрашной. Разве уж не совсем глупой как пробка (но и это ведь большой вопрос, в смысле глупость иногда и пропорциональна женской неотразимости). А вот у кавалеров, увы, наоборот. Красота не самоценность. Даже так. Красивый, но глупый и бездарный мужчина зачастую гораздо более подвергаем насмешкам, нежели его некрасивый собрат (но и тут возможны исключения). При этом социальный статус для сильного пола важнее внешних параметров. И?
Но! Но это не значит, однако, что красота уходит с мировой исторической сцены вовсе. Напротив. Если ко всем остальным качествам: уму, храбрости, героизму, талантам и харизме, прибавляется последняя составляющая - внешность, то и несомненно, поверьте мне, этого персонажа запомнят. Войдет таки в историю, как образчик гармонии - тела и духа. Но это уж скорее исключение из правил.
Знаете, если внимательно так проанализировать всю историю развития эстетического идеала красы мужской, то вырисовывается вполне себе ясная картина. Посменно друг другу в тщательно выписанном герое своего времени - чуть больше "атлета" или чуть больше "поэта". Ну, как понимаете, или крепкое накачанное тело, или "юноша со взором горящим" (либо от идей, либо от веществ). Только раз за историю постарались совместить - в Древней Греции. Но, все же согласитесь, изучать историю эстетических предпочтений значительно проще по плоскостным изображениям (фрескам, картинам и, наконец, фотографиям).
И все же к Древней Греции, как одной из первых западных цивилизаций, проникшихся красой мужской ( в статье мы разбираем только западные каноны красоты, об остальных возможно напишу потом).
Что характерно. Несмотря на явно развитую мускулатуру, тела стройны и даже изящны. А лица несут печать легкой женственности. И небольшая пикантная подробность: у статуй скажем так редко встречаются выдающиеся мужские достоинства (ну немодно это было!)
Древний Рим очень близко, но не совсем повторяет свою предшественницу. На смену атлету, поэту, математику и философу, приходит полководец, политик и оратор. Ну-ка, ну-ка...Гляньте на статуи римских императоров. Лицо утрачивает нежную андрогинность и становится вполне мужским, не лишенным изящества, но брутальным. Меньше поэзии, больше дела, как говорится!
И вот уже Рим уходит в закат и на смену ему приходит другая империя, с вполне глобалистическим отношение к миру и проталкиванием собственных идей всему доступному для нее пространству (это норма). Политико-культурное пространство Византии на небольшой (относительно Рима) промежуток времени захватывает добрую часть Старого Света. Полководцы стали не столь нужны, нужны умные (не без лукавства) христианские правители. Мудрецы по правую руку от Христа. Бестелесные мученики.
После разграбления Византии варварами на какое-то время станет популярен прямо противоположный тип - вестгот-норманн-завоеватель. Могучий, крепкий и вонючий. Но когда границы европейских княжеств более или менее устаканятся, то вновь вернется прежний тонкий и бесплотный. В еще более выразительном варианте.
По виду изображаемые фигуры уподобляются пламени, изгибающемуся и поднимающемуся в высь, к Небу. Наподобие готичного собора - архитектура вообще довольно-таки четко отображает чаяния эпохи. Итак, никакого тела, только душа. Ноль "атлета", один "поэт " с фанатичным взглядом мученика и инквизитора одновременно.
Рыцари (элита тогдашнего общества) должны были соответствовать идеалам и любить свою даму сугубо платонически. При этом, словно протестуя против бестелесности, появляется весьма выразительная и пикантная мужская одежа - шоссы (подобие мужских лосин). Церковь кричит и ругается на латыни, но молодежь не удержать. Хотя шоссы это уже ближе к средневековой Осени.
В Возрождение бестелесность уступает место уверенности и жизнелюбию. В портретах начинает проступать индивидуальность натурщика. Но при этом есть несколько отличительных черт, по которым вполне можно выявить эстетические предпочтения. Бросаются в глаза широкие плечи и сильная, но длинная шея. Более прокачанные ноги и изящные руки. Длинноватый нос и высокий лоб. Густые волосы и выразительный взгляд. Уже не такой "поэт", но еще вполне разносторонний. И музыка, и турниры. Кстати, где-то перекос в "поэта", где-то в "атлета". Вот Альбрехт Дюрер в своих портретах (особенно автопортретах) не утратил склонность к некоторой средневековой хрупкости. А Микеланджело перегнул палку, подрисовывая супербицуху своим мученикам в Капелле.
Да. И на некоторых мужских портретах и гравюрах заметно обращение к такой пикантной части мужского гардероба как гульфик. И знаете. Заметно так подчеркивается, даже в гиперболической, раблезианской манере.
В XVI веке снова ценится стройность. Тон задают дамы: и Елизавета-девственница, и ее кузина Мария Стюарт, и пресловутая Марго Французская. Рост высокий. Тело гибкое, стройное. Ноги длинные, руки очень изящные, подчеркнутая талия. Густые волосы и ухоженная борода. Танцор, охотник, воин, поэт и музыкант.
От Эссекса и Бекингема до шевалье де Лоррена. Мода менялась, но общая тенденция на метросексуальных модников (при этом отнюдь не трусов) сохранялась. При Луи XIV борода сменилась усиками, поэтому особенно ценится стала красивая и ухоженная кожа. В ход пошли пудра и румяна. Мужская половина стала активнее пользоваться декоративной косметикой, в моду вошли парики. Несколько поменялась мода на телосложение. Высокий рост перестал играть определяющую роль (король-солнце был невысок), но при этом продолжает ценится стройность и грациозность. Меньше воин, больше царедворец и светский лев.
Вот XVIII век с несколько более интеллектуальным, хотя и столь же надушенным красавцем, который довольно скоро лишится своей напудренной головушки. Но надо сказать несмотря на общий настрой в рокайльно-изящном 18 веке к мужской красе относились с большей прохладцей. Из самых популярных - не самой совершенной внешности Казанова. В мужике главное - удаль и неутомимость. А также образование и изящные манеры. Отличительной особенностью становится гладковыбритое лицо. Без намеков на усики или бородку.
Итак, 19 столетие. Ну это уж фактический и несомненный расцвет мужчины-"поэта". От франтоватых денди до декаданса. Первая половина столетия - кукольно-женственное личико, завитые волосики. Тонкая талия (модники не гнушались корсетов), маленькие ручки и ножки. Штанишки в обтяжечку, но более или менее пристойны. По поводу таких представителей своего пола мой знакомый выразился бы коротко и емко, но не совсем цензурно.
Кстати, одним из самых красивых мужчин этого времени считался наш российский император (германского происхождения) - Александр I. Был прозван "ангелом" за утонченную внешность и деликатные манеры.
Однако пииты начала - середины XIX вполне по праву являлись предшественниками рок-звезд! "Умри молодым!" Но не за Родину и друзей, как раньше. Просто потому, что оказался непонятым современниками. Так тоже сойдет. И наши Пушкин с Лермонтовым, и их Китс с Байроном.
Для большего нагнетания, кукольный денди сменяется мрачным, бледным и романтическим странником. С полурасстегнутой рубашкой, вместо тщательно повязанного шейного платка. С всклокоченными волосами вместо небрежного кока. И главное - с безумным горящим взором.
Вторая половина этого века тяготела больше к стабильности и благополучию. Значимость красоты в сильной половине человечества отходит на второй план. Главное - надежность, как правило связанная с зажиточностью и капиталом. Поэтому на какой-то небольшой отрезок времени в моде были толстяки. Правда недолго. Возвращается борода, как символ устойчивости, материальности и патриархальности.
Эпоха Модерн - эклектика во всем. Хочется и того, и другого, и третьего. Есть "атлет", а есть "поэт", при том это уже диаметрально противоположные полюса мужской привлекательности. Не два в одном как в Древней Элладе. То есть существует идеал мужской силы (мода на силачей, борцов и тяжелоатлетов), а кто-то тяготеет к поэтам-морфинистам, чей взор порой горит отнюдь не от удачно подобранной рифмы.
В Первую Мировую европейскому континенту не совсем до красоты, но вполне популярен образ рафинированного аристократа а-ля Макс Линдер. Очень нервный, худощавый, склонный к употреблению. Усы, цилиндр, фрак, монокль. Сигара (образ стильного курильщика будет популярен не одно десятилетие). Нарочитый трагизм.
Кстати, герой Линдера весьма удачно "воскрешен" в советской комедии "Здравствуйте, я ваша тётя" (по расово британской пьесе "Тётка Чарлея"). Один из первостепенных персонажей, Джеки Чесней - сферический, собирательный образ бонвивана-бездельника. Авантюриста, попадающего в неловкие и комические ситуации.
Потом на арену вступают мускулистые спортсмены-яхтсмены-миллионеры. Не такие аристократы, а скорее уж нувориши и джентльмены удачи. Гэтсби, одним словом. 20-е годы - эпоха джаза, время быстрых денег и прожигателей жизни. Кстати, герой романа Фитцджеральда и описан красавцем с рекламных плакатов. То есть статным, широкоплечим, спортивным, светлоглазым, с квадратным подбородком и мужественными чертами лица. Среднее арифметическое между ирландским боксером, английским джентльменом, техасским ковбоем и актером с Бродвея. В отличие от нервного аристократишки такой способен и вальсировать, и нос подправить обидчику.
Начало 30-х годов окончательно закрепляет образ нордического блондина. Мужественного и непоколебимого. С идеальными пропорциями, правильными чертами. Вне зависимости от идеологии и страны происхождения. И для Америки, и для нацистской Германии, и для СССР. Несмотря на явное противопоставление себя и капитализму, и нацизму, Советский Союз не стеснялся отбирать самое лучшее для закрепления положительного образа строителя коммунизма. Вот и в кинематографе постоянно демонстрируется ясноглазого и светловолосого сталинского сокола. Косая сажень на плечах, честный и смелый взгляд подкрепляют правильность произносимых и пропеваемых лозунгов.
В тяжелые послевоенные годы любой здоровый, неискалеченный и работящий мужик шел за красавца. Не до жиру.
А вот ближе к 50-м (когда подросло новое поколение) появляются новые эталоны: Пресли, Брандо, Клифт, Грант. Эпоха неотразимых мужчин. При этом в моду входят чуть более мягкие черты, нежели в довоенную эпоху, более округлое лицо и упитанное тело (не разжиревший пингвин, просто уже не та стальная машина 40-х). Брюнеты постепенно вытесняют блондинов.
60-е дарят нам Делона. Не эталон - эталонище палаты мер и весов мужской красоты. Тут уж все слова излишни. Остается только вздыхать, пересматривая фильмы с молодым актером.
В 70-е глянцевая безупречность черт разбавляется мощной харизмой некрасивых, но невероятно обаятельных актеров и музыкантов: Бельмондо, Челентано, Коннери. Параллельно брутальному образу мужской привлекательности ярко проявляется андрогинный тип красоты: хиппи, рок-музыкант (Боуи, Петти и др.)
80-е - эра Аполлонов-качков. Шварценеггеры, Ван-Дамы, Сталлоне, прошибают стены и женские сердца. По телеку крутят "Спасателей Малибу" любимых зрителями обоего пола за знойную Памелу и неотразимого Дэвида. В моду также входит здоровый образ жизни и отказ от курения. При этом уже присутствует вполне ощутимая доля "поэта", романтика, героя-любовника. Десятилетие открывается новыми именами: Дастин Хоффман, Чарли Шин, Джон Кьюсак, Мел Гибсон и другие.
В 90-е главный акцент делается на сексуальность. Это время детабуирования и срыва покровов. Эротичные мелодрамы сделали карьеры многим голливудским знаменитостям. Пронзительный взгляд и спортивное тело - вот что популярно. Время безусловных красавцев, чьи талант и обаяние будет нас радовать еще не одно десятилетия: Гир, Круз, Клуни, Депп, Питт, Макконахи, Духовны, Броснан, Суэйзи, Форд и, конечно же, неподражаемый Лео Ди Каприо.
Начало 2000-х - все те же и принятые в команду Лоу, Деймон, Аффлек, Летжер и Блум. Еще больше смазливых мордашек за счет открываемых модельных агентств. Профессия модели и манекенщика становится престижной и оплачиваемой. Среди спортсменов также появляется немало идолов: Бекхэм и Роналду признаны одними из самых сексуальных футболистов за всю историю существования этого вида спорта.
Для того чтобы считаться красавцем достаточно иметь спортивное тело и имидж неотразимого мачо. Даже густая шевелюра перестает играть определяющую роль (вспомните Дизеля и Уиллиса).
На ринге соперничают кокаиновый шик и здоровый образ жизни. И то и другое в тренде.
Постепенно исчезает даже понятие "модный типаж". Наступило время эклектики и одновременного наличия в медийном пространстве разных типов мужской привлекательности. Кому что. Интеллектуал с пронзительным взглядом, качок с прессом и бицепсами, дрыщавый басист или же женоподобный айдол. Больше всего поклонниц (и поклонников) у британского актера с трудновыговариваемой фамилией и у другого известного британца с фамилией простой и мужественной, как его лицо. Но это пока.
Рада буду услышать ваше мнение по теме ниже, в комментариях. Важна ли в мужчине красота (не только оболочка, но и харизма, обаяние)? Кого бы вы назвали по-настоящему привлекательным и сексуальным (актеры, ведущие, музыканты, звезды спорта?)
P.S.Простите, что так долго не писала. Если вам нравится эта графомания, то ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.