Сфера охоты и рыболовства чрезвычайно развита: рыбалка так и вовсе стала отдельным видом спорта! И, как любым спортсменам, рыбакам и охотникам нужна специальная экипировка. Но вот почему в одни специализированные магазины покупатели приходят толпами, а в других постоянно пустота? Или, например, почему одни посетители делают большую покупку, даже не советуясь с консультантом, а другие мучают работника расспросами несколько часов, но так и уходят ни с чем?
Чтобы это никак не влияло на вашу прибыль, стоит разобраться с таким понятием, как психологический портрет потребителя, ну, или покупателя. И многое встанет на свои места.
Что такое «психологический портрет»?
Маркетинг – это в первую очередь воздействие на психологию человека, на его сознание или подсознание. Недаром нам советуют писать списки покупок и ходить в магазины сытыми, со строго ограниченным количеством денег: чтобы не купить чего-то лишнего. Вот какова сила психологии.
Психологический портрет покупателя – это своего рода его стратегия, то есть комплекс разных мыслей или идей. Если ориентироваться в них, то сразу получается понять, чего хочет потребитель, когда он совершит покупку, где и как он это сделает. И эти параметры можно корректировать при помощи удачного маркетинга!
Зачем нужно умение составлять психологический портрет?
Психологический портрет покупателя даёт ответы на следующие вопросы:
- Как работать с потребителем?
- Почему он не реагирует на рекламу?
- Почему уходит к конкуренту?
- Какой товар будет пользоваться спросом, а какой останется невостребованным?
Составить портрет покупателя несложно. Это поможет правильно построить общение с клиентом и повысить количество продаж, а значит, и приумножить свою прибыль.
Основные параметры
Портрет позволяет правильно создать Уникальное Торговое Предложение (УТП) – и правильно преподать УТП, позиционировать товары на рынке. Впервые сталкиваясь с человеком, важно оценить следующие основные данные:
- Особенности культуры и вероисповедания человека. От этого будет зависеть отторжение или приязнь к продавцу, а также особенности восприятия рекламы. Например, далеко не всем приятна реклама товаров для охоты, где модели позируют на фоне убитых животных, зато большая рыба нередко воспринимается позитивно.
- Статус и доход. Например, если вы продаёте дорогой спиннинг или элитное ружьё человеку с невысоким уровнем дохода (но человеку, который стремится показать себя гораздо более успешным), то лучше сразу предложить ему рассрочку или даже кредит, в особенности если покупка крупная.
- Социальная роль. В данном случае роль – это охотник, рыболов, то есть добытчик. Естественно, реклама любого товара, которая подчёркивает эту роль, её важность и престижность, будет продающей и успешной.
- Окружение. Дорогое оборудование для рыбалки и охоты одинаково необходимо и востребовано и профессионалами, и теми, кто хочет войти в клуб профессионалов и казаться там «своим».
- Возраст и пол. Женщины (хотя они и редко увлекаются «мужскими» хобби) более импульсивны, легче совершают покупки и приобретают смежные товары. Мужчины легче идут на контакт и делают покупки быстро, обычно в одном магазине. Люди пожилого возраста требуют, чтобы предлагаемый товар был недорогим, но очень практичным. Покупки редко их радуют – они должны быть полезными, а не волнующими.
Что ещё следует учесть?
Также необходимо учитывать и установки человека. Например, люди с традиционными взглядами нередко выбирают проверенные модели экипировки, практичные и надёжные. Их не интересуют новомодные изобретения. В то же время эгоцентристам, которые влюблены в себя, понравятся принадлежности, которые будут преподноситься как товары высочайшего качества, эффективные и модные.
Не стоит забывать и о мотивах потребителя. Они бывают:
- Рациональными. Они помогают выбрать товар, основываясь на его практичности, надёжности, удобстве, выгоде для себя, высоком качестве и т.д. Чаще всего мужчины среднего возраста руководствуются именно рациональными мотивами.
- Эмоциональными. В этом случае на совершение покупки влияет та или иная эмоция, в частности, азарт, присущий всем охотникам. Нередко их можно убедить сделать более дорогую покупку, предложив больший успех, например, в ловле рыбы, который обеспечит модный спиннинг и целый набор крючков и блесен.
- Социальными. Это, проще говоря, стремление сделать мир лучше – но для категории охотников эти мотивы играют последнюю роль. Основу их покупок составляют эмоции.
Подведем итоги
Как результат, стоит выделить, что в первую очередь при работе с психологическим портретом покупателя следует продумать стратегию товаров или услуг в сфере рыбалки и охоты и представлять не только актуальность и удобство экипировки для этих хобби, но и их престиж. Очень важно составлять портрет каждого покупателя, учитывать степень его консерватизма и работать с каждым потребителем, основываясь на его активностях, мотивации и установках, чтобы предложить товар, который тот непременно купит!