В Украине с обретением независимости проходил процесс создания образцов военной техники, которая ранее не производилась на территории Украины. В частности это касается создания бронетранспортеров (БТР) и боевых машин пехоты (БМП). Первым освоенным направлением было создание бронетранспортеров с максимальным использованием узлов, аналогичных применяемым в БТР-80.
Это различные модификации бронетранспортеров серии БТР-3, которые отличаются между собой применением различных силовых установок, видов вооружения и оснащения. Броневая защита осталась на уровне БТР-80. Масса изделий составляет от 15 до 16,9 тонн. Накопленный опыт при выполнении работ при модернизации колесной легкобронированной техники позволил ГП «ХКБМ» разработать и изготовить в декабре 2000 года образец бронетранспортера БТР-3 (индекс «БТР-ДА», «ДА» - Deutz + Allison), который по своим характеристикам фактически был колесной БМП.
Это был совместный проект ГП «ХКБМ» и компании ADCOM (Объединенные Арабские Эмираты), которая и финансировала этот проект.
Основными требованиями к машине со стороны компании были: установка немецкого дизельного двигателя «Deutz BF6M1015 мощностью 326 л .с., американской автоматической трансмиссии «Allison MD 3066» и колес с шинами «Michelin». Бронетранспортер был оснащен одноместным боевым модулем (БМ) КБА-105 «Шквал» (разработки ГНТЦ АСВ). Его блок вооружение состояло из 30-мм пушки 2А72, спаренного 7,62 мм пулемета ПКТ, 30-мм гранатомета АГС-17 и комплекса ПТУР «Конкурс». Первая демонстрация нового БТР-3 состоялась на международной выставке IDEX, которая проходила с 19 марта 2001 года в Абу-Даби.
Корпус башни КБА-105 «Шквал» (Головной специализированный конструкторско-технологический институт).
Продолжением этого события стало заключение договора на поставку в ОАЭ шасси БТР «Gardian» по конструкторской документации (КД) на изделие БТР-ДА. В апреле 2003 года Государственное предприятие «Специализированная внешнеторговая фирма «Прогресс» подписало договор с ГП «ХКБМ» на доработку КД, техническое сопровождение изготовления корпусов ООО «Азовобщемаш» (г. Мариуполь) и производство шасси военными частями А1777 (г. Киев ГП «КБТЗ»), А1585 (г. Николаев ГП «МБТЗ»). Объем доработки КД и образца шасси включал в себя устранение замечаний по результатам предварительных испытаний бронетранспортера БТР-3, установку системы кондиционирования «Sankyo», средств связи фирмы «THALES», кевларовой подложки в зоне размещения экипажа и десанта, усовершенствованной вентиляторной системы охлаждения, которая обеспечивала эксплуатацию машины при температуре воздуха до +55°С. Боевой модуль на шасси не устанавливался и в дальнейшем не поставлялся заказчику.
Изготовление корпусов БТР-3 ООО «Азовобщемаш» (г. Мариуполь). 2003 г . По ссылке можно увидеть видеокадры начала корпусного производства БТР в Мариуполе. Конец 90-х.
Реализация всех нововведений и проведения испытаний выполнены силами ГП «ХКБМ» на образце шасси, которое было предоставлено заводом-изготовителем в/ч А1777. Всего по указанному международному контракту было поставлено 25 единиц шасси БТР «Gardian».
В июле 2005 года заключен договор с КП «КРМЗ» (г. Киев ГП «КБТЗ») на разработку КД бронетранспортера БТР-ДА/70, изготовление опытного образца и проведение его испытаний. ТТЗ предусматривало монтаж башенной пулеметной установки (БПУ) бронетранспортера БТР-70, доработанной в части установки пулемета НСВТ калибра 12,7 мм вместо пулемета КПВТ калибра 14,5 мм , на шасси БТР «Guardian» (изделие БТР-ДА). Новой модификации бронетранспортера был присвоен индекс БТР-ЗУН. В дальнейшем, 30.11.2005 г. с КП «КРМЗ» оформлен договор с конструкторского сопровождения изготовления 40 бронетранспортеров БТР-ЗУН в интересах государства Нигерия.
Бронетранспортер БТР-ЗУН.
Заказ был выполнен в полном объеме. Согласно договору с КП «КРМЗ» (г. Киев ГП «КБТЗ») ГП «ХКБМ» с февраля 2002 года проводило работы по разработке КД, изготовлению опытного образца и проведению предварительных испытаний бронетранспортера, основными отличительными особенностями которого являются: силовая установка на базе дизеля УТД-20 с эжекционной системой охлаждения, силовая передача с механической пятиступенчатой коробкой передач, колеса с шинами КИ-80Н или ДТ-64 (Украина), средства связи украинского производства. Другие узлы и системы идентичны с БТР-3, в том числе и боевой модуль.
БТР-ЗЕ.
Этому образцу бронетранспортера присвоен индекс «БТР-ЗЕ» («Е» - EXPORT). В дальнейшем заключались договоры с конструкторского сопровождения изготовления бронетранспортеров БТР-ЗЕ на КП «КРМЗ» в июне 2002 года на 10 штук, в ноябре 2003 года на 50 штук и 70 штук в сентябре 2006 года. Бронетранспортеры поставлялись в Республику Союз Мьянма.
Всего в 2002-2006 поставлено 130 БТР-Е.
На основании договора с ГК «Укрспецэкспорт» и в соответствии с ТТЗ от 07.08.2005 г. ГП «ХКБМ» проводило опытно-конструкторские работы по модернизации БТР-ЗЕ путем установки боевого модуля и организации рабочих мест оператора и командира в шасси. Блок вооружение: 30-мм автоматическая пушка, 7.62 мм пулемет, противотанковый ракетный комплекс, гранатомет. Образец получил индекс «БТР-ЗЕ1» (обозначение документации «В1332»). Результатом этих работ стало изготовление первого образца и установка на шасси дистанционно-управляемого боевого модуля с вынесенным вооружением и с дублированным управлением с места командира - БМ-3 «Штурм». В период с 24.11.2006 г. по 20.12.2006 г. бронетранспортер проходил испытания в стране потенциального заказчика Республике Йемен. Предварительные испытания бронетранспортера БТР-ЗЕ1 завершены в марте 2007 года. БТР-ЗЕ1 был представлен на международной выставке IDЕХ-2007 в феврале.
Подробнее на БТВТ - http://btvt.info/1inservice/btr3.htm