Найти тему
Минский Курьер

По улицам водили

Оглавление

Официально автобусы как новый вид общественного транспорта начали курсировать по Минску в 1920-х. Правда, прижились не сразу

Почитать и поглядеть

Считается, что первый городской автобус в Российской империи отправился в рейс в июле 1907 года. Архангельск, Москва, Петербург, Кишинев, Ташкент, Ялта — сеть городов, где появлялись вместительные омнибусы, постепенно разрасталась.

Новый вид общественного транспорта пассажиры приняли тепло, но тогда на городских улицах он не прижился: слишком дорого и неудобно на нем ездить. Гораздо дешевле было на извозчике, который мог подбросить чуть ли не до порога дома.

В Минске первый автобус мог появиться в 1914 году. В 1912-м городская дума сняла эмбарго на осуществление автомобильных пассажирских перевозок, введенное 6 годами ранее из-за первого ДТП с участием такси. Поездки в «безлошадных моторных экипажах», как в те годы именовали машины, пользовались популярностью у минчан. Неудивительно, что вскоре возник­ла идея запустить автобус.

В декабре 1913 года некто Выгоцкий подал в думу прошение об организации перевозки пассажиров 20-местным автобусом. Но не получилось: началась Первая мировая война с мобилизацией для нужд армии моторного транспорта, финансовыми трудностями, прифронтовыми ограничениями и прочим.

.
.

Минчане знали про автобусы, но в основном из прессы. Эти вместительные машины неплохо зарекомендовали себя загородными помощниками. Например, в 1912-м корреспондент газеты «Минский листок» описал впечатления от поездки по маршруту Слуцк — Старые Дороги: «Автобус являет собой вагон фургонного типа, громоздкий и поставленный на четыре колеса. Он разделен на две половины. В передней части восемь мест для пассажиров 1-го класса, в задней помещаются пассажиры 2-го класса и наконец на крыше под открытым небом пассажиры 3-го класса и багаж

Автобус приходит в Старые Дороги раз в сутки около двух часов и ночует до утра, а утром забирает пассажиров и везет их в Слуцк. Против вокзала в Старых Дорогах устроен деревянный сарай, в котором ночует этот проводник прогресса. Автобус слуцкого автомобильного движения очень похож на грязного обремененного заботами слона. Покачиваясь всем корпусом направо и налево, медленно выходит он из сарая, оставляя широкие следы от колес.

Мгновенно этот «слон» наполняется народом, нагружается и сверху, и снизу и, издав хриплый победоносный звук, движется вперед по шоссе. Первое впечатление довольно нервирует вас. «Слон» покачивается то туда, то сюда. Вам кажется, что вот-вот он так покачнется, что перевернет вас, но потом мало-помалу вы привыкаете к этим колебаниям».

Помимо неприятной качки пассажиров ожидали непредвиденные поломки в пути. Больше всего проблем приносили встречи машины с лошадьми: «Автобус останавливается при каждом таком скандале и выжидает терпеливо его окончания». Кстати, эта проблема оставалась актуальной еще долгое время. Конные экипажи даже в начале 1930-х признавали главным тормозящим фактором развития минского автобуса.

В июле 1988-го ранним утром в путь отправились автобусы с табличками 101 и 102. Новые маршруты связали Кунцевщину с улицей Московской и вокзал с Чижовкой. Изменились и номера пригородных маршрутов: они стали начинаться со второй сотни. Например, любимый минчанами 127-й до Минского моря стал 227-м.

Самый минский

Сегодня не все вспомнят, на какой марке автобуса они ежедневно ездили на работу 10-15 лет назад. У многих из памяти стерлись «Икарусы» и «ЛАЗы», хотя эти старички в начале века еще курсировали по минским улицам. Например, знаменитый «ЛАЗ-695», трехдверный «Икарус-260» и более вместительный «Икарус-280» (в обиходе «гармошка») убрали с маршрутов к 940-летию города. Вместо них на линии летом 2007-го вышли 75 новых автобусов Минского автозавода. Так завершилась целая эпоха в истории столичного транспорта.

-3

На минских маршрутах «ЛАЗ-695» появился в далеком 1958 году. Для города это была превосходная машина. По паспорту рассчитана на 55 мест, 32 из них сидячие. Только кто это соблюдал в часы пик? Обычно в автобус набивалось куда больше пассажиров. Почти три десятилетия «­ЛАЗы» были основными рабочими лошадками. Со временем на центральных маршрутах их заменили более вместительными «Икарусами».

Зимой в «ЛАЗах» было жарко, летом невыносимо душно. В «Икарусах», наоборот: зимой они промерзали насквозь, летом сквозило отовсюду. Редко какой маршрут мог похвастаться и полупустым салоном: ездили переполненными. Приходилось потолкаться, чтобы попасть внутрь. Но автобусы оставались любимчиками детворы из-за широкого и теплого заднего диванчика: там могли уместиться минимум пять учеников и болтать всю дорогу до школы. Хотя самым козырным считалось место возле поручня-ограничителя у передней двери. Обзор через водительское плечо был просто великолепным.

«Икарусы» и «ЛАЗы» выработали свой ресурс и в XXI веке оказались уже не нужными. Старую технику постепенно списывали, на ее место заступали «минчане». Освоив после развала СССР выпуск автобусов, «МАЗ» стал монополистом городских магистралей. В 1990-е детище отечественного автопрома справедливо завоевало сердца пассажиров: просторный салон, двери, которые не норовят «укусить», отсутствие ненавистных ступенек. Тогда низкопольные автобусы воспринимались как гости из будущего. Сегодня это норма. Валидаторами, телевизорами, местами для людей с ограниченными возможностями, экскурсионной аудиопрограммой, системами видеонаблюдения уже никого не удивишь. Да и новая страница истории столичного транспорта не за горами и связана с грядущими II Европейскими играми. А это электробусы, кондиционеры и Wi-Fi в салонах.

Из истории

Первый общественный транспорт появился в Минске в позапрошлом веке. Это конно-железная дорога, введенная в эксплуатацию 10 мая 1892 года. Просуществовала 36 лет, до 1928-го. Хотя могла уступить место электрическому трамваю в ноябре 1914-го — помешала Первая мировая война.

Осень оказалась самой урожайной порой для столичного общественного транспорта. 23 октября 1924 года по городу начали курсировать первые автобусы. 13 октября 1929-го состоялось открытие трамвайного движения, а 19 сентября 1952-го вступила в строй первая очередь троллейбусной линии от пассажирского вокзала до Круглой площади.

Последним видом общественного транспорта столицы стал метрополитен, начавший перевозку пассажиров 30 ­июня 1984 года.

_________________________________________

-4

«Автомобильная катастрофа на тракте Слуцк — Старые Дороги. В провинции уже не редкость автомобильное сообщение, но еще не редкость и такие мосты, как, например, возле станции Старые Дороги, с которого свалился автомобиль пассажирского движения. Мост без перил, а железнодорожное и шоссейное начальство все переписывалось: кому чинить мост? По счастью, пассажиры отделались легкими ранами и ушибами». Журнал «Огонёк» (№ 4 от 27.01.1913).

Автор: Роман Дмитриев