По умолчанию Категории портала VIKENT.RU обычно содержат материалы, начиная с «древних греков» и раньше… Если Вы намерены читать материалы по избранной Вами теме, относящиеся к концу XX – началу XXI века, то в открывшейся Категории Вам нужно просто дважды кликнуть надпись сверху-слева: Год
Наши правила, включая обсуждение ТРИЗ-видео на YouTube
Различные классификации наук
96 г. н. э. Классификация наук и искусств по Марку Фабию Квинтилиану
Марк Фабий Квинтилиан, чтобы очертить место риторики среди наук и искусств, приводит такую их классификацию:
- Теоретические – они не переходят от познания к действию (такова, например, астрономия);
- Практические – состоящие только в одном действии (такова пляска);
- Пойетические (от греческого слова «poieo» – делаю) – имеющие целью дать в результате известного действия тот или иной продукт (такова живопись).
Риторика, по его мнению, скорее относится ко второму пункту, хотя она может быть отнесена и к другим пунктам этой классификации.
Декларативные и процедурные знания по И.Л. Викентьеву
200 г. н. э. Классификация наук по Платону в изложении Диогена Лаэртского
«Разделение предметов, по словам Аристотеля, производил он (Платон – Прим. И.Л. Викентьева) следующим образом.
Наука бывает трёх родов: действенная, производительная и умозрительная.
Зодчество и кораблестроение - науки производительные, ибо их произведения видимы воочию.
Политика, игра на флейте, игра па кифаре и прочее подобное - науки действенные, ибо здесь нет видимых произведений, но есть действие: игра на флейте, игра на кифаре, занятия государственными делами.
Наконец, геометрия, гармоника, астрономия - науки умозрительные: здесь нет ни производства, ни действия, но геометр занимается умозрением отношений между линиями, гармоник - умозрением звуков, астроном - умозрением светил и мироздания.
Таким образом, среди наук одни бывают умозрительные, другие - действенные, третьи - производительные».
Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, М., «Мысль», 1979 г., с. 173-174.
Системный анализ
1716 г. н. э. Неорганические и органические системы в свете идей Готфрида Лейбница
«Необходимость философского анализа категории целого-части всегда осознаётся учёными в связи с трудностями, возникающими при попытке решить конкретные научные вопросы.
От чего должен отправляться исследователь?
Что на самом деле выступает в качестве исходного пункта анализа - целое или часть?
Что представляет собой целое, если его нельзя свести к сумме частей?
Можно ли трактовать его свойства как нечто среднеарифметическое от суммы свойств этих органов или такое понимание по сути дела будет механическим?
Вопросов возникает много. Сама же проблема целого-части выступает как всеобщая, т. е. философская.
1750 г. н. э. Дени Дидро как инженер знаний
Вероятно, Дени Дидро один из первых, кто на систематической основе занимался в XVIII веке, тем, что сейчас называется: Инженерией знаний / Knowledge engineering.
«Наконец-то ему дано будет высшее счастье - знакомиться со всеми науками, знакомя с ними других. 10 (21) января 1746 года выдана была королевская привилегия на издание «Энциклопедии».
Это был день знаменательный в жизни не только Дидро, но и всей Европы. Правда, всякого рода препятствий к осуществлению грандиозного труда, предпринятого Дидро, несмотря на королевскую привилегию, оказалось великое множество. […]
Он задумал воспользоваться собственными знаниями и знаниями других выдающихся людей того времени, чтобы создать книгу, в которой заключались бы все книги, представить картину усилий человеческого ума во все века и во всех отраслях знания, - словом, подвести итог всей цивилизации, начиная с самых отдаленных времен и кончая настоящим.
Ошибки в создании методик креатива
1909 г. н. э. Отрицание естественнонаучного метода Сент-Бёва по Марселю Прусту
«За определением метода Сент-Бёва и хвалой ему я обратился к статье г-на Поля Бурже, поскольку его определение было кратким, а хвала авторизованной. Но я мог бы привести высказывания и многих других критиков. Изучать естественную историю умов, обращаться к биографии творца, его семьи, к его своеобычности, к смыслу его произведений и природе его гения - вот в чём все видят оригинальность метода, он и сам признавал это, в чем, кстати сказать, был прав. Даже Тэн, мечтавший о создании более систематизированной и упорядоченной естественной истории умов, с которым у Сент-Бёва, впрочем, были разногласия по вопросу о значении расы, в своём похвальном слове Сент-Бёву сказал именно так: «Метод г-на Сент-Бёва не менее ценен, чем его творчество. В этом он был новатор.
Он перенёс в историю умов естественнонаучные приёмы. Он показал...»
Но при этом он добавлял: «Остается лишь применить их...»
1914 г. н. э. Слабость моделей, предложенных гуманистами по оценке Чарльза Пирса
«18. Гуманисты были слабыми мыслителями.
Некоторые из них, без сомнения, были способны приобрести навык в добротном логическом рассуждении, но они не придавали слишком большого значения серьёзному упражнению в нем.
Вся их энергия уходила на упражнения в классических языках и совершенствование стиля выражения. В поисках собственной философии они обратились к древним, и в основном их внимание сосредоточилось на трёх самых простых учениях: эпикуреизме, стоицизме и скептицизме.
Эпикуреизм представлял собой доктрину, которая очень похожа на учение Джона Стюарта Миля. Эпикурейцы были единственной из поздних античных школ, которая доверяла индуктивному способу логического рассуждения, основание коего, как они полагали, заключено в единообразии природы, хотя они считали при этом таковое единообразие состоящим в характерах, отличавшихся от тех, которые выделял Милль. Как и Милль, эпикурейцы были крайними номиналистами.
Лженаука
50 г. н. э. Восточные шарлатаны и прорицатели в Древнем Риме
«Через столетие после того, как Лукреций провозгласил гибель суеверия и водворение господства разума, нелепейшие суеверия владычествовали повсеместно.
Тысячи томов предсказаний находились в Риме в руках одних только частных лиц, везде волновались мыслью о вызывании теней мертвецов и т.п., разные шарлатаны, преимущественно явившиеся с Востока, бродяжничали по Риму и эксплуатировали легковерие всех слоев населения. Рассказы, переходившие из уст в уста, превосходили всё, что только может создать самая необузданная фантазия. Валерий Максим наполнил такими рассказами целую книгу: здесь идёт речь и о говорящих быках, и о потеющих кровью щитах, и о кусках мяса, падающих дождём на города, и т.п. В это же время сжигались сочинения философов, отвергавших те основы, на которых покоилось торжествующее сумасбродство, и сжигались нередко руками таких отвратительных личностей, как Александр Абонотейхский, который выдавал себя за товматурга и прорицателя.
Появились целые сочинения, трактовавшие о слабости и ограниченности человеческого ума, о неопределённости и сомнительности всякого знания, не исходящего из супранатурального источника, о необходимости черпанья помощи из этого источника во всех случаях, когда человек стремился обогатить себя знаниями достоверными.
1550 г. н. э. Мировоззрение Нового времени: наука и эзотерика
Характерный момент: в процессе развития Науки, в ней длительное время остаются «лакуны» (подсистемы), связанные с прежними парадигмами (представлениями):
«… большая ирония заключалась в том, что титаны классической мысли - Платон и Аристотель - с наступлением новой эпохи потерпели поражение со стороны тех традиций, которые в пору античности не пользовались большим признанием. […]
Однако всех этих, вероятно, случайных открытий было явно недостаточно для того, чтобы полностью восстановить лакуны, возникшие из-за критического отношения современной науки к античной мысли. Не смогла и очевидная значимость многих идей платоновской и аристотелевской традиций перевесить ставшую теперь явной слабость и ошибочность их эмпирических оснований. То благоговение, которое, оглядываясь назад, испытывали мыслители средневековья и Возрождения к гениям классического золотого века и их великим прозрениям, ныне, когда современный человек неустанно доказывал свое практическое и умственное превосходство во всех сторонах жизни, представлялось уже неуместным. […]
Ещё более резким стал разрыв с эзотерическими элементами античной традиции - астрологией, алхимией, герметизмом,- которые также фигурировали в становлении Научной Революции.
Для продуктивной работы с Категориями, целесообразно использовать режим Сравнение