По умолчанию Категории портала VIKENT.RU обычно содержат материалы, начиная с «древних греков» и раньше… Если Вы намерены читать материалы по избранной Вами теме, относящиеся к концу XX – началу XXI века, то в открывшейся Категории Вам нужно просто дважды кликнуть надпись сверху-слева: Год
Наши правила, включая обсуждение ТРИЗ-видео на YouTube
Изменённые состояния сознания
10000 л. до н.э. Верховные Боги к концу позднего палеолита
«В какой-то момент (когда именно, мы не знаем) люди по всему миру начали олицетворять небо. Они стали слагать истории о «Небесном боге», или «верховном боге», собственноручно сотворившем землю и небо из ничего.
Эта примитивная форма монотеизма почти наверняка восходит к эпохе палеолита. До того как возникли культы многочисленных божеств, люди почти повсеместно признавали лишь одного верховного бога, который создал мир и управляет жизнью людей.
Образ Небесного бога присутствует почти во всех пантеонах. Антропологи обнаружили его и у пигмеев, австралийских аборигенов и коренных жителей острова Фиджи.
Он - первопричина всего сущего и повелитель неба и земли. Его никогда не изображают, у него нет ни святилищ, ни жрецов: он слишком возвышенное существо, чтобы поклоняться ему, как другим богам.
10000 л. до н.э. Галлюциногенные грибы в древности…
«Галлюциногенные грибы - обычное явление в Европе и Азии.
Некоторые разновидности, не терявшие токсических свойств во время приготовления, по-видимому, закладывались в священный хлеб, который ели во время греческих мистерий; то же относилось и к арабским мистериям, поскольку арабский корень fir встречается в словах со значением «поганка», «жертвенный хлеб» и «священный экстаз».
Персей с помощью Афины, богини мудрости, пробрался в великолепный сад гесперид и, согласно Павсанию, позднее построил Микены, получившие своё название в честь гриба, который рос там, где начиналась река.
Сходство индийского рая с другими заставляет предположить, что сома - священный гриб, который кладут в еду и питье, а не разновидность молочая, как думают многие авторитетные ученые; и почтение древних китайцев к «грибу мудрости», возможно, имеет такой же источник.»
Роберт Грейвс, Рафаэль Патай, Иудейские мифы: Книга Бытия, Екатеринбург «У-фактория», 2005 г., с. 115.
8000 л. до н.э. Библейские пророки и пророчества, описанные в Ветхом Завете
Вот эпизоды из истории первого израильского царя Саула, сына Киса Вениамитянина. Пророк Самуил наставляет Саула:
«После того ты придёшь на холм Божий, где охранный отряд филистимский; и когда войдёшь там в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель, и гусли, и они пророчествуют И найдёт на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними, и сделаешься иным человеком».
Позднее «сонм пророков» спасает от царя Саула молодого Давида:
«И послал Саул слуг взять Давида, и когда увидели они сонм пророков пророчествующих и Самуила, начальствующего над ними, то Дух Божий сошёл на слуг Саула, и они стали пророчествовать...»
Позже Саул сам
«пошёл в Наваф в Раме, и на него сошёл Дух Божий, и он шёл и пророчествовал [...] доколе не пришёл в Наваф в Раме. И снял и он одежды свои, и пророчествовал пред Самуилом, и весь день тот и всю ту ночь лежал неодетый; поэтому говорят: «неужели и Саул во пророках?»
1-я Царств. 19, 20-24.
Качественные уровни творчества
400 до н.э. Мимезис как подражание природе по Демокриту
Демокрит рассматривал подражание (мимезис) как основу всякой деятельности человека:
Сохранился следующий фрагмент его изречений:
«От животных мы путём подражания научились важнейшим делам: [а именно, мы ученики] паука в ткацком и портняжном ремёслах, ласточек в построении жилищ и [ученики] певчих птиц, лебедей и соловья в пении».
История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-ти томах, Том 1, М., «Искусство», 1962-1970 гг., с. 86.
Я должен заметить, что позже о подражании говорили и писали многие: Сократ, Платон (См.: Приём подражания по Платону), Аристотель, Николай Кузанский и т.д.
Постепенно в европейской культуре вызрело понимание, что «подражание» / «копирование» будь то объектов природы или творений другого человека - не более, чем начальная ступень творчества… И есть другие - более высокие.
360 до н.э. Приём подражания по Платону
Платон неоднократно писал о таком методе / приёме творчества, как подражание:
а) в диалоге «Федра» говорится о поэзии как о сфере подражания;
б) в «Государстве» называются подражатели «по части рисунков и красок», подражатели в «мусическом искусстве: поэты и их исполнители, рапсоды, актёры, хоревты, подрядчики, мастера различной утвари, изделий всякого рода и женских уборов». В другом месте этого же произведения Платон пишет: «Лучше всего, когда подражают надёжным и разумным действиям, но гораздо хуже и слабее бывает подражание человеку с расшатанным здоровьем или нестойкому из-за влюбчивости, пьянства либо каких-нибудь иных невзгод. Когда же повествователь столкнётся с кем-нибудь, кто его недостоин, ему не захочется всерьёз уподобляться худшему, чем он сам».
Кроме этого в 10-й книге «Государства» Платон приводит мнение, что существуют:
1) вечные идеи;
2) их воплощения-1;
3) воспроизведения-2 этих воплощений-1.
1190 Классификация умов по Ибн Рушду
«Одно из самых оригинальных усилий, предпринятых Аверроэсом, заключается в попытке точного определения соотношения философии и религии. Он констатировал наличие большого числа философских и теологических сект, которые, находясь в постоянной борьбе друг с другом, самим своим существованием угрожают как философии, так и религии.
В самом деле, важно сохранить свободу философского умозрения; но с другой стороны, нельзя не согласиться, что и теологи имеют основания для опасений, наблюдая, как споры о коранических текстах распространяются во всех слоях общества.
Аверроэс объяснял всё зло тем, что доступ к философии дозволен умам, не способным её понять.
Лекарство он видел в точном определении различных возможных степеней понимания Корана и в запрете каждому человеку превышать соответствующую ему степень.
Каноны решения научных задач Джона Милля
1739 Правила для суждения о причинах по Дэвиду Юму
«Согласно вышеизложенной доктрине, нет таких объектов, которые мы могли бы при помощи простого их рассмотрения, не прибегая к опыту, определить как причины других объектов; но нет и таких, которые мы точно так же могли бы с достоверностью определить как не являющиеся причинами других объектов.
Что угодно может произвести что угодно. Творение, уничтожение, движение, разум, желание - всё это может произойти как друг от друга, так и от всякого другого доступного воображению объекта.
Да это и не покажется нам странным, если мы сравним два вышеобъясненных принципа, согласно которым причинность определяется постоянным соединением объектов и, собственно говоря, нет противоположных друг другу объектов, кроме существования и несуществования. Когда объекты не противоположны, ничто не мешает им находиться в том постоянном соединении, от которого всецело зависит отношение причины и действия.
Так как все объекты могут стать причинами или действиями друг друга, то не мешает установить некоторые общие правила, при помощи которых мы могли бы распознавать, когда они действительно оказываются таковыми.
1830 Правила выявления общей причины при решении научных задач по Джону Гершелю
«§ 145. Если мы хотим установить общие правила для отыскивания общей причины какой-либо значительной массы явлений, мы должны обратить внимание на характеристические черты того отношения, которое существует между причиной и следствием.
Черты эти состоят в следующем:
1) Неизменность связи и неизменность преемственности между причиной и следствием - если не встречается какой-либо противодействующей причины.
Но надо заметить, что в громадном числе естественных явлений» следствие производится постепенно, тогда как причина часто идёт с возрастающим напряжением; так что проследить преемственность между ними становится крайне трудно, хотя она и существует. С другой стороны, следствие часто идёт так непосредственно быстро за причиной, что раздельность их не может быть замечена.
1830 Принципы индуктивных исследований / выводов по Джону Гершелю
Книга Джона Гершеля «Введение в изучение естествознания» (1830) «… представляет своего рода мост между учением об индукции Бэкона и принципами индукции Джона Стюарта Милля. […]
«Установив таким образом понятие причинной зависимости, Гершель приступает к изложению положений об индуктивном исследовании, имеющем целью открыть причины фактов данного рода. Эти положения он излагает в виде девяти правил.
Приводим их в той же последовательности, как они даны в подлиннике.
I. «Если в группе фактов есть один, в котором известная, общая другим черта или принадлежность отсутствует или встречает себе противоречие, то такая черта не может быть искомой причиной для всей группы».
Для продуктивной работы с Категориями, целесообразно использовать режим Сравнение