Огромнейшая империя, мощная армия, вооруженная по последнему слову техники, власть повелителей, державшаяся на крови и страхе… Везде, где проходили ассирийцы, они сеяли смерть и разрушение. Их имя стоит в одном ряду с монголами, гуннами и прочими варварами, сметавшими цивилизацию, не считаясь ни с кем и ни с чем на своем пути, державшими в страхе подчиненное население и наводившими ужас одним своим именем. О них мы и поведем свой рассказ.
"Город бога" и его жители.
Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой… В конце неолита, в результате ухудшения климата на территорию Междуречья проникают различные племена, обитавшие до этого на Аравийском полуострове. Среди них были и ассирийцы, являвшиеся северо-восточным семитским племенем и бывшие кочевниками. Придя на новую территорию, в начале XXIV в. до н. э., они основали город Ашшур, ставший здесь их первым постоянным поселением. Назван он был по имени верховного божества, покровителя охоты, а затем приобретший черты бога-воителя. Со временем превращения Ассирии в империю Ашшур также стал повелителем вселенной, творцом всего сущего и отцом всех богов. В общем, каков поп, таков и приход.
Город же, названный именем бога, долгое время сохранял второстепенное положение, поочередно входя в царство Аккада, а, после его падения и короткого периода независимости, он был покорен Шумеро-Аккадским царством, причем, как следует из документов, городское население отличалось буйным нравом (еще бы, с таким небесным заступником-то!) — в 2052 г. до н.э. его захватил и разрушил царь Шульги, но уже спустя двенадцать лет, в 2040 г. до н.э. ашшурцы вновь подняли восстание против завоевателей. Однако и на этот раз пребывание города под властью Шумеро-Аккадского царства оказалось недолгим — в 2034 г. до н.э. на его территорию начинают проникать кочевники-амореи, и Ашшур, обойденный их ордами, но вместе с тем отрезанный от своего властителя, вновь получил свободу.
В этот период город разворачивает весьма активную торговую деятельность: открывает беспошлинный ввоз-вывоз меди, для иностранных агентов же предлагается беспошлинный вывоз тканей, ведется активная торговля шерстью и оловом из афганских месторождений с соседним городом-государcтвом Гасур. Кроме того, близость Ашшура к оживленным торговым путям способствует развитию караванной торговли. Купцы Ашшура устремляются в различные сопредельные страны торгуя тканями, драгметаллами, и попросту контрабандой (в частности, железа, вывоз которого был запрещен многими государствами того времени). На пространстве от Малой Азии до Ирана возникают ашшурские торговые колонии. В конце XX в. до н.э. Шумеро-Аккадское царство, сумевшее сплотить вокруг себя десятки городов-государств Междуречья, пало, ослабленное частыми междоусобицами и уже упомянутым вторжением кочевников-амореев заколотившими последний гвоздь в крышку его гроба. Период нестабильности спустя сто лет сменился троецарствием: в среднем и нижнем течениях Тигра и Евфрата набирает силу Старовавилонское царство, на севере же в результате этой войны всех против всех созданы два по умолчанию враждебных друг другу государства: царство Ямхад и обширная, но непрочная держава Шамши-Адада I.
В состав последней и вошел Ашшур, в то время процветавший за счет торговли. Тем временем внешняя обстановка меняется. В XVIII в. до н.э. усиливается Вавилон, и знаменитый царь Хаммурапи, заручившись поддержкой Ямхада, уничтожает державу Шамши-Адада, на короткое время присоединив город к своей державе. Но снова вторжение кочевников, на этот раз касситов, прерывает связь Вавилонии с Ашшуром. Окрестности Ашшура, лишенные плодородной почвы, большого количества городов, а следовательно, богатой добычи, не интересуют касситов, и они, как прежде амореи, обходят город стороной, спустившись вниз по Тигру и Евфрату, и захватив Вавилон. Ашшур же, обойденный кочевниками, в течение четырехсот лет держится на вторых ролях, подчиняясь поочередно то амореям, то митаннийцам, то снова Вавилону, где утвердилась касситская династия. При всем этом он сохраняет свое торговое значение, в нем сохраняется местная династия а правители Ашшура - ишшиакумы, все более укрепляют свою личную власть в городе и подчиненных им землях, что в дальнейшем сыграет свою, благую для ассирийцев, роль.
В ведении ишшиакума изначально находились дела религиозного культа, храмового строительства и военных походов, а кроме того, он был верховным землеустроителем и главой совета старейшин. Вместе с тем, широта его полномочий уравновешивалась властью совета, поскольку именно он ведал важнейшими государственными делами. Однако постепенно состав этого совета замещался людьми, которые были более лояльны и близки правителю, что вело к падению роли общинного самоуправления. Говоря простым языком, вертикаль власти становилась жестче, а свобод, особенно для знати, все меньше. Именно в этот период, в XVII в. до н. э., в Ашшуре происходит важное событие: к власти приходит династия Адасидов, которые будут править практически тысячу лет, до 745 г. до н.э.
И вырос из волчонка волк...
В XIV в. Ашшур становится центром небольшого, но агрессивного Ассирийского царства, перешедшего от транзитной торговли к активной завоевательной политике. Главной целью ассирийцев в этот период становится захват и контроль важнейших торговых путей, вдоль которых они ранее выстроили свои торговые колонии. Тем не менее, Ашшур, добившийся самостоятельности и увеличивший свое могущество, присоединив соседние земли, не мог добиться формального признания от касситского Вавилона и Митанни. Оба эти царства все равно считали последних своими данниками и не принимали всерьез. Казалось, Ассирия обречена оставаться на вторых ролях, постоянно борясь с соседями за свою независимость. Но ашшурцам везет: в этот период внешнеполитическая обстановка сильно изменяется: вместо Вавилона и митаннийцев на первый план выходят две, можно сказать, сверхдержавы своего времени: Новохеттское и Новоегипетское царства. Митаннийцы, чьи владения граничили стремя странами из четырех (хеттами с северо-запада, египтянами на юге, и ассирийцами на востоке), стали жертвой агрессии как Египта, так и Новохеттского царства. В результате Митаннийская держава заключает перемирие с Египтом, однако в борьбе с хеттами слабеет еще сильнее. Ассирийцы замечают это, и начинают вторжение на владения своего северо-западного соседа, завершившиеся разгромом митаннийской державы и дележом ее владений между хеттами, ассирийцами, и хурритским царством Алзи во время правления Ашшур-убаллита I. И хотя позже Митанни восстановила свою государственность, приняв сюзеренитет Хеттского царства, один из прямых противников Ассирии на пути к могуществу был выведен из игры.
Вместе с тем правители Ассирии искали расположения египетских фараонов, посылая к их двору богатые дары и заверения в дружбе. Эти попытки увенчались успехом: Египту нужен был противовес усиления хеттам и союзник в неизбежном столкновении с ними. Ассирийцы, уже имевшие претензии к хеттам по вопросам митаннийского наследства и того, чьим ставленником будет новый правитель этого царства, были вполне оправданным выбором. В переписке с египетскими фараонами правители Ассирии впервые начинают именовать себя царями. В этот же период, во время правления Арика-ден-или (1319-1307 гг. до. н.э.), были присоединены земли на юго-западе; ассирийское царство на этом рубеже достигло среднего течения Евфрата.
Такой поворот событий вызывает опасения Вавилона, и ассирийцы начинают войну и с ними, на первых порах неудачную — касситский правитель Вавилона Нази-Марутташ смог нанести поражение войскам ассирийцев, но преемник Арика, Адад-Нирари I в битве при Кар-Иштар нанес ответное поражение вавилонянам, и заставил их отступить вплоть до Рапикума на Евфрате и Лубди на Тигре. И хотя окончательно ослабить касситский Вавилон не удалось, ассирийцы смогли заявить о себе как о державе, с которой стоит считаться.
Также Адад-Нирари вел завоевания на западе, подчинив земледельческую страну Исану, и востоке, разгромив различные мелкие племена. В довесок ко всему этому, он предпринял новый поход против митаннийцев, не желавших подчиняться его власти. После этой кампании Митаннийское царство становится вассалом ассирийцев.
Именно Адад-Нирари I может считаться основателем ассирийской державы — ему удалось присвоить полномочия казначея, постоянного главнокомандующего (до этого царь управлял армией только в случае войны), а кроме того, взял на себя полномочия по набору войск и планированию военных походов. Все это позволило окончательно избавиться от контроля совета старейшин, к тому времени во многом формального, превратившись в фактически самодержавного правителя. Также именно Адад-Нирари реформировал ассирийскую армию, сделав ее полупрофессиональной; основой войска стали царские люди, служившие за земельные наделы, и наемники, которые состояли на довольствии. Общинное ополчение, состоявшее из земледельцев, присоединялось к армии только в крайнем случае, что тоже способствовало росту царской власти.
Таким образом, к середине XIII в. до н. э. Ассирия из второстепенной державы превращается в одно из сильнейших государств на Ближнем Востоке, способное на равных бороться с Вавилоном, и серьезно уступавшее только гегемонам тогдашнего мира - хеттам и Древнему Египту.
Первая смерть.
При преемнике Адада-Нирари I, Салманасаре I, внешнеполитическая обстановка снова изменяется. Египет, формально считавшийся до того сильнейшей державой, погряз в смутах, и усилившаяся Ассирия продолжает активные завоевания, уже не оглядываясь на интересы «Большого брата». Был предпринят большой военный поход в Митанни, которая лавировала между хеттами и ассирийцами, по итога которой все Верхнее Междуречье переходит по контроль последних. Сын Салманасара, Тукульти-Нинурта I, ведет войны по всем фронтам: на юге ассирийцы громят Вавилонию, на севере совершается победоносный поход в земли народа урартов, на востоке ассирийцами было завоевано небольшое царство Аррапха, союзное митаннийцам, а на западе разгорается борьба с хеттами за контроль митаннийских земель, где успех снова на стороне Ассирии. На этом фоне Тукульти-Нинурта пытается провести внутренние реформы в государстве и окончательно стать самодержавным правителем, освободившись от влияния знати. Он основывает новую столицу - Кар-Тукульти-Нинурта, и вывозит в нее статую верховного бога ассирийцев — Ашшура, попутно попытавшись объявить его уже не верховным, а единственным богом ассирийцев. В результате против слишком ретивого правителя возник заговор. Тукульти-Нинурта был объявлен безумцем, низложен и казнен в 1208 г. до н. э. С его смертью в Ассирии начинается смута, приведшая к упадку государства. Это была первая смерть Ассирии.
To be continued...