С развитием реактивных двигателей авиация всё ближе и ближе подбиралась к сверхзвуку. 14 октября 1947 года Чак Йегер на экспериментальном ракетном самолёте Bell X-1 впервые превысил скорость звука. Полёт показал, что традиционные аэродинамические схемы не подходят для сверхзвуковых скоростей полёта. Ведущие авиационные страны занялись поиском решения. В том числе и старушка Англия.
Наиболее перспективным направлением считалось дельтавидное или треугольное крыло. Стоит отметить, что по окончанию Второй мировой войны в руки союзников попала техническая документация побеждённой нацистской Германии — как на реально существовавшие самолёты, так и на различные экспериментальные. Выяснилось, что немцы раньше задумались о дельтавидном или близком к нему крыле для своих реактивных истребителей. Примером может служить проект Messerschmitt P.1111.
В рамках исследований британских конструкторов, призванных подтвердить или развить идеи из немецких проектов, и появился наш сегодняшний герой. Министерство авиации подготовило спецификацию E.27/46 на разработку экспериментального реактивного самолёта с дельта-крылом для полётов на около- и сверхзвуковых скоростях. За реализацию проекта взялась компания Boulton Paul Aircraft Ltd. Новый самолёт получил обозначение Boulton Paul P.111.
Идея заключалась в создании самолёта с планером минимально возможного размера, которого должно было хватить для установки реактивного двигателя Rolls-Royce Nene 3 RN.2 и размещения пилота в катапультируемом кресле. Инженеры Boulton Paul блестяще справились с задачей — P.111 получился 7,95 метров в длину и с размахом крыльев всего в 10,21 метра. К осени 1950 года самолёт был готов к началу лётных испытаний.
Получился симпатичный реактив с дельтавидным крылом, выполненный по схеме «бесхвостка». Стреловидность крыла составляла 45°, законцовки были «обрезаны». На P.111 установили одну из первых полностью гидравлических систем управления и электрические триммеры. В носовой части располагался широкий воздухозаборник овальной формы. Максимальная скорость, которую мог развить этот реактив, составляла 1043 км/ч (0,98 МАХа).
10 октября 1950 года лётчик-испытатель Boulton Paul Александер Ганн впервые поднял этого реактивного малыша в небо. В первом полёте обнаружилась слишком чувствительная реакция самолёта на малейшие движения управляющей ручки. Это была «детская болезнь» всех первых бустерных систем управления, не имевших полноценной обратной связи, — лётчик не ощущал прикладываемых усилий. Не добавляло устойчивости и выпущенное шасси — были определённые проблемы с механизмом уборки-выпуска шасси, которые не успели устранить до начала лётных испытаний. По воспоминаниям самого Ганна «это был полёт по лезвию бритвы».
Проблема с шасси была решена, управление частично заменили на ручное, внесли изменения в конструкцию крыла и фонаря кабины. Всё это положительно сказалось на устойчивости в воздухе. В 1951 году самолёт был показан широкой публике на авиационной выставке в Фарнборо. Параллельно продолжались полёты. В одном из них P.111 неудачно приземлился и получил незначительные повреждения. Но через время авария повторилась, и самолёт стал на длительный ремонт.
Во время ремонта первоначальная конфигурация P.111 была изменена. Добавили четыре «лепестковых» воздушных тормоза вокруг фюзеляжа для снижения посадочной скорости. В носовой части на длинной штанге разместили трубку Пито, что сделало самолёт похожим на какого-то рыцаря с копьём. Машину переименовали в P.111A и её первый полёт состоялся 2 июля 1953 года. Испытательные полёты продолжались до 1958 года, после чего P.111A был списан в Крэнфилдский колледж аэронавтики в качестве учебного планера. В 1975 году экспериментальный самолёт стал частью экспозиции нового музея авиации в Мидленде.
Маленький Boulton Paul P.111 сделал большое дело. Он дал английским конструкторам огромное количество информации по поведению самолётов с дельтавидным крылом на околозвуковых скоростях. Не зря же одним из знаменитых стратегических бомбардировщиков V-серии станет «бесхвостка» с дельта-крылом Avro Vulcan. Впрочем, это уже совсем другая история...
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com