Во все времена во всех государствах существовали отряды, состоящие из отборных воинов, которые были элитой всей армии: американские морские котики, турецкие янычары, дружины средневековых королей (отдельный реверанс в сторону рыцарей Круглого стола), воины-ягуары из Нового Света, римские преторианцы, спартанская конница, на деле бывшая пехотой, карфагенский священный отряд, и прочая, и прочая…. Особняком во всей этой группе стоит фиванский священный отряд. Многие знакомые с темой нервно хихикнут, некоторые выдадут шуточку касательно суровых боевых… и далее по тексту. Тем не менее, тема достаточно интересная, так что раскроем ее поподробнее.
АСНТUNG!!! Содержащаяся ниже информация не предназначена для лиц, младше 18 лет, беременных женщин, кормящих мам и личностей, чьи представления об определенных аспектах исторического процесса отличаются от реально существовавшего положения вещей; также попрошу не читать нижеизложенный материал тех, кто страдает аллергией на термин "Нетрадиционная сексуальная ориентация", и все что с ним связано. Если вы из таковых, выпейте супрастинчику, и никогда, никогда не приближайтесь к данной статье. Просто не стоит. Я честно всех предупредил.
Город семи врат.
Итак, как я уже говорил в начале, отборные отряды элитных воинов практически в каждой армии практически каждой страны. Не стала исключением и античная Греция, которая в тот период являла собой самое натуральное политическое лоскутное одеяло: полисы были основаны практически во всех удобных местах, каждый претендовал на независимость от соседа, одни города-государства возвышались, другие теряли свое величие… Тем не менее, в этом кипящем котле политической жизни можно выделить четыре полиса, которые смогли сколотить хоть сколько-то долговечные союзы, и стать (пусть иногда и ненадолго) лидерами всего греческого мира. Ими являлись такие полисы, как Афины, Спарта, Коринф и Фивы. Из них нас интересует именно последний.
Расположенный несколько севернее всех остальных,в местности под названием Беотия, стоящий на возвышенности среди плодородной равнины, Фивы, известные с XII в. до н. э., (которые, кстати, считались греками едва ли не древнейшим городом Греции вообще), изначально имели достаточные предпосылки для роста своего могущества. Вся бурная история этого города отмечена борьбой с Афинами, Спартой, и Македонией. Фиванская армия славилась своими конниками и многочисленной армией основу которой составляли гоплиты - тяжеловооруженные копейщики. Элитнейшей же частью армии Фив являлся тот самый Священный отряд, речь о котором пойдет далее.
"Голубая" дивизия.
Сам принцип формирования отряда был весьма оригинален на современный взгляд: в него набирали только, хм… гомосексуальные пары. Чтобы порвать шаблон побольше, нужно отметить, что такая практика не являлась чем-то вопиющим: гомосексуализм в античном мире не являлся чем-то предосудительным (хотя вопить о том, что они там были сплошь и рядом, “Как в этих ваших Гейропах”, конечно, тоже не признак большого ума). Что уж греха таить, такое поведение было неотъемлемой частью аристократических сообществ того времени (мы говорим о Греции, если что (и то не о всей, и вообще, тут должна быть отдельная статья...), и, более того, были институционализированы. Например, в Спарте, у которых было аналогичное фиванскому формирование царских телохранителей-гиппеев, набираемое на тех же принципах. Да-да, самые суровые, брутальные и раскрученные греческие воины вполне могли… ну, ясно. Дабы не быть голословным, приведем слова древнегреческого историка Афинея:
«Так спартанцы осуществляют жертвоподношения богу Эросу перед воинами, выстроенными для боя, потому как полагают, что их спасение и победа зависят от дружбы между мужчинами, стоящими в строю… И опять, так называемый Священный отряд в Фивах состоит из любовников и их избранников, проявляя таким образом величие бога Эроса в том, что бойцы отряда избрали погибель со славой перед невзрачной мизерной жизнью.»
В Фивах, кстати, под это подводилась еще более солидная идеологическая основа. Помимо культа Эроса, фиванцы придавали большое значение мифу о Геракле и его друге Иолае, которые, по некоторым сведениям, были несколько больше, чем друзья. В Фивах было святилище Иолая, установленное на месте кенотафа (сам Иолай погиб в Сардинии), в котором будущие бойцы Священного отряда приносили клятву верности, как полису, так и друг другу. Несмываемым позором считалось как отступление, так и оставление своего друга (обзовем это так) в опасности. Вообще, нельзя не отметить, что расчет был весьма тонкий, оригинальный, и вполне оправданный; как отметил в шутливой манере фиванский военачальник IV в. до н.э. Паммен:
“Родичи и единоплеменники мало тревожатся друг о друге в беде, тогда как строй, сплочённый взаимной любовью, нерасторжим и несокрушим, поскольку любящие, стыдясь обнаружить свою трусость, в случае опасности неизменно остаются друг подле друга. И это не удивительно, если вспомнить, что такие люди даже перед отсутствующим любимым страшатся опозориться в большей мере, нежели перед чужим человеком, находящимся рядом,— как, например, тот раненый воин, который, видя, что враг готов его добить, молил: „Рази в грудь, чтобы моему возлюбленному не пришлось краснеть, видя меня убитым ударом в спину“.
Как подтвердила дальнейшая история этого формирования, схема таки работала в полном соответствии с озвученными мыслями. Но в большей степени система работала не только благодаря этому пикантному моменту. И вот почему.
Античный космодесант.
Сам античный менталитет был намертво привязан к полису, как гаранту и источнику права того времени. Говоря тезисно: вне полиса ты никто и ничто. Человек, не встроенный в систему полиса, не защищался никак или почти никак. Плюсом шло то, что право служить в армии имели только полноправные граждане, что логично: полис дает тебе право решать – ты должен защищать источник своего права. Защита полиса была не тяжкой повинностью, а святой обязанностью. И защищать его следовало настолько ревностно, насколько вообще возможно, потому что враг не за тридевять земель, а прямо за вооон тем пригорком, в соседнем полисе. Прицепом шла и культовая основа – отряд как раз охранял внутреннюю крепость Фив, Кадмею, считавшуюся сердцем города, последним оплотом, его святыней. Причем не только в высокопарном смысле – в Кадмее были расположены в основном храмовые постройки (вспоминаем афинский акрополь).
Таким образом, культовая, религиозная основа намертво привязывалась к полисной, правовой, а отсюда и к гражданской. И весь этот сам по себе ядреный микс помножался на то, что в священном отряде сражались (как это ни рвет шаблон, конечно но...), любящие друг друга люди, которым в принципе нечего терять. В итоге воины имели совершенно наплевательское отношение к своей смерти, многочисленности и крутости врага, и вообще почти всему, кроме победы. По моему личному мнению, ни один самурай не был настолько суров, насколько суров был боец священного отряда фиванцев. Сравнить этих ребят можно разве что с какими-нибудь космодесантниками из вселенной Warhammer 40.000.
Откуда есть пошли...
Говоря о времени появления отряда, стоит отметить две точки зрения: первая озвучена еще Плутархом и считает основателем Священного отряда беотарха (управляющего одной из областей Беотии) Горгида, получившего власть результате демократического переворота в Фивах в 379 г. до н.э. До того(а именно - с 383 г. до н.э.) в городе заправляли олигархи, лояльные Спарте, и опиравшиеся на спартанский гарнизон. Другая же точка зрения, которую разделяют современные ученые, гласит, что Горгид не создал, а возродил этот институт, отмененный спартанцами. Так, Геродот говорит об отряде 300 “самых знатных и доблестных граждан”, сражавшихся против Афин, на стороне персов, в битве при Платеях. Фукидид упоминает об отряде фиванцев, состоявшем также из 300 юношей, которые в 431 г. до н.э. попытались захватить Платеи, но были уничтожен в схватке с местными жителями. Так или иначе, но до Горгида его история туманна и неясна, потому в этой статье я буду рассматривать его историю со времени антиспартанского переворота и последовавшей за этим Беотийской войны.
Итак, Священный отряд насчитывал в своих рядов 300 солдат – стандартная численность греческого отряда в то время. Основной задачей его была охрана городского акрополя – Кадмеи. Воинов в отряд набирали частично из изгнанников-демократов, бежавших из Фив в период спартанского владычества, а после переворота вернувшихся на родину, а частью – из кружков демократически и патриотически настроенной молодежи, группировавшихся вокруг самого Горгида и знаменитого полководца Эпаминонда. Что характерно, поначалу отряд строился впереди войска, по фронту фаланги, первыми вступая в бой и увлекая за собой остальных. Это вело, во-первых, к большим потерям среди воинов отряда, а во вторых, терялся главный его козырь – взаимная сплоченность. Но достаточно скоро ситуация изменилась, и благодаря этим переменам отряд вошел в историю как одно из самых боеспособных формирований античности.
Боевой путь.
Сражаться в отдельном построении Священный отряд стал только с 375 г. до н.э., когда в битве при Тегирах он под командованием военачальника Пелопида (300 воинов Священного отряда и конный отряд), одержал победу над превосходящими силами спартанцев (1200-1800 человек).
В ходе битвы первый же удар более компактного фиванского строя разрезал спартанскую фалангу пополам, причем в этой атаке погибли оба спартанских военачальника. Спартиаты, разделенные пополам, прекратили всякое сопротивление, и были разгромлены.
Несмотря на свою локальность (битва являлась малозначительным эпизодом Беотийской войны между Спартой и Фивами, начавшейся в 378 г. до н.э.), победа при Тегирах имела громадное значение: впервые спартанская фаланга была разгромлена меньшими силами противника.
Следующим эпизодом стала знаменита битва при Левктрах, состоявшаяся 6 июня 371 г. до н.э. близ Фив. Снова противниками фиванского войска, которым командовал Эпаминонд, оказались спартанцы под командованием одного из спартанских царей, Клеомброта I. Священным отрядом командовал уже знакомый нам Пелопид.
Перед началом атаки пехоты произошёл короткий бой конницы, в котором фиванская конница (более сильная и многочисленная) разбила кавалерию Спарты. Конница спартанцев, отступая, врезалась в ряды своих гоплитов, после чего на смятые их смятые порядки напал отряд Пелопида, а за ним — остальные силы фиванского войска. Клеомброт, командовавший войсками спартанцев, был ранен в начале сражения; спартанцам удалось оттеснить фиванцев и живым унести своего военачальника с поля боя. Однако позже Клеомброт умер от ран; вернулись «на щитах» то есть были убиты и другие спартанские военачальники. В результате фиванцы даже смогли вторгнуться в Лаконию, хотя закрепиться там не сумели. Тем не менее, Спарта потерпела жестокое поражение; ее авторитет и влияние, которое она имела перед началом этой войны, были навсегда утеряны. Фивы же по итогам этой войны смогли утвердить свой контроль над всей Беотией, став одним из сильнейших греческих полисов.
Гибель отряда.
После победы над Спартой Фивы недолго наслаждались миром – с севера нарастала угроза, исходившая от Македонии. Ее правитель Филипп II, сам бывший некогда заложникам у фиванцев и, безусловно, подверженный фиванскому культурному и военному влиянию, уже давно активно вмешивался в греческие дела, искусно используя распри между полисами и выступая то на стороне одних, то на стороне других из них. Обеспокоенные его растущим влиянием, греки заключили союз, во главе которого встали Афины и Фивы. 2 августа 338 г. до н.э. состоялась знаменитая битва при Херонее, ознаменовавшая конец независимости для греческих городов.
Это сражение стало последней битвой, в которой участвовал священный фиванский отряд. Ни один воин из него не бежал с поля боя, верный присяге, данной Фивам и своему любовнику. Так что кто тут в итоге нехороший человек, а кто защитник родины, достойный уважения, еще подумать надо…
Плутарх оставил краткое сообщение о гибели отряда:
“Существует рассказ, что вплоть до битвы при Херонее он (отряд) оставался непобедимым; когда же после битвы Филипп, осматривая трупы, оказался на том месте, где в полном вооружении, грудью встретив удары македонских копий, лежали все триста мужей, и на его вопрос ему ответили, что это отряд любовников и возлюбленных, он заплакал и промолвил: «Да погибнут злою смертью подозревающие их в том, что они были виновниками или соучастниками чего бы то ни было позорного».
Память же об отряде жива и по сию пору: после битвы фиванцы на месте гибели отряда воздвигли огромную статую льва, которая стояла над братской могилой, где были захоронены фиванские воины . Об этом памятнике упоминал древнегреческий писатель и географ Павсаний, живший во II в. В 1818 г. На этом месте были найдены обломки огромной статуи, а в 1879 г. В ходе археологических раскопок были найдены останки воинов, а в 1902 г. статую льва установили на новый пьедестал.
Также журнал History Today в 1994 г. Напечатал историю о том, что в XIX в., в ходе войны за независимость Греции от турецкого владычества, один из греческих генералов решил расколоть античный постамент, намереваясь найти там ценности. Там он нашёл лишь замурованные копья и щиты погибших фиванцев. На некоторых щитах были различимы имена друзей, бившихся вместе до конца.
И на закуску....
Минутка йумора (я не хотел, но не удержался):
Лекция в ВУЗе. Профессор рассказывает о спартанцах. Ну и касается того, что, мол, войска годами пребывали в походах и это сплачивало воинов настолько, что они влюблялись друг в друга. И тут один очкастенький щуплый студент хихикает:
- Значит спартанцы были педиками?
Профессор тяжело вздохнул, снял очки, посмотрел на выскочку и говорит:
-Педики, говорите? Да не дай вам бог, милый юноша, повстречаться хоть с одним таким педиком лицом к лицу. Нет мой юный друг, это были не, как вы изволили выразиться, педики! Это были настоящие БОЕВЫЕ П…..СЫ!!!