С относительно благополучным окончанием периода суматошного правления «маленького Маркса», как Иосиф Виссарионович однажды, погладив того, по лысой головочке, назвал Хрущева, когда, по рассказам присутствовавших, на заседании Политбюро, проводившемся в послевоенное время, тот, высказал свои соображения по строительству агрогородов — газ, водопровод и т. д., как то само по себе отдвинулось время, когда должен был окончательно построен Коммунизм.
Сам, пенсионер Хрущев, рассказывали, даже с некоторой гордостью и показным смирением воспринимал свою отставку, дескать, при нём в стране стало возможно снять «генсека» мирным путём, не дожидаясь, пока он сам помрёт, его, например, даже не расстреляли, что было отмечено особо! Брежневу уйти на пенсию, кстати, не позволили, вот и думайте…
Что касается окончания строительства Коммунизма в 1980 году, то после Хрущева, в этом плане, все пошло, как то не так. То есть 1980 год, не был отменен, и строительство Коммунизма вообще не стало мифом, но «концепция изменилась», и при Леониде Ильиче стало считаться, что СССР, перед окончательным завершением строительства Коммунизма, должен пройти подготовочку, предварительно построив развитой Социализм. Чем и занялось население, под мудрым присмотром «родной Коммунистической партии и Советского правительства».
Так получилось, что в ходе построения развитого Социализма, понемногу стала ослабевать коммунистическая идеология, дошло до того, что отдельные личности, даже рисковали задавать, дерзкие вопросы, дескать, если мы строим развитой Социализм, но он еще не построен, значит у нас теперь пока еще недоразвитый Социализм?
Конечно, при общем ослаблении «режыма», граждане вполне могли позволить себе задавать такого рода вопросики, поскольку Леонид Ильич, живя сам, давая жить и другим, в основном перестал сажать, за то, что при предыдущих правителях называлось: «Антисоветской пропагандой», на что граждане, тут же отреагировали массой анекдотов, например типа, такого: «Это значит, в одном колхозе, в сельском клубе лекцию общество «Знание» проводит. Тема: « Любовь и ее разные виды». Ну, колхозники, конечно в клуб набились, не каждый ведь день тема такая любопытная.
Лектор, солидный, лысоватый, в очках, в пиджаке со значком-ромбиком об окончании института, называется «поплавок», на одном лацкане, и значком этого самого общества «Знание», вот-вот именно кавычки на этом значке и получились лучше всего, на другом, им и объясняет, что, мол, дорогие товарищи колхозники, есть много видов любви, вот, например, бывает любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине, этот вид любви в основном имеет место в СССР, ну и на Западе тоже есть, хотя и не так развит, поскольку на загнивающем Западе, процветают такие извращенные виды любви, как любовь мужчины к мужчине и женщины к женщине. Такой любви в СССР нет, однозначно и официально вам заявляю! Как специалист в этом вопросе!
Зато в СССР есть такой прогрессивный вид любви, которого нет, и не может быть в загнивающем капиталистическом обществе. Это, товарищи колхозники, любовь родной Партии, КПСС, к советскому народу-труженнику, и соответственно пламенная любовь советского народа-борца, к родной Коммунистической партии!
Вот такая тема лекции, если есть вопросы, задавайте.
С задних рядов дедок в телогрейке руку тянет, вопрос, мол, есть. Лектор его подбодрил, дескать, смелей товарищ! Задавайте свой вопрос.
Дедок встает и спрашивает, мол, про первые виды любви понятно все, а вот про последний, непонятка имеется. В этом последнем виде любви, кто кого имеет?
Так, с юморком, которого было конечно гораздо больше, хотя ходили слухи, что анекдоты сочиняют, злобствующие на загнивающем Западе, враги прогресса, которые потом, тайно, через свои вражеские радиоголоса, а также посредством заброски подрывной литературы, коварно внедряют отвратительные мысли, в расслабленные хорошей жизнью, умы сов. граждан и гражданок, строился развитой Социализм.
И что интересно, действительно, у граждан СССР, были причины чувствовать себя расслабленно, поскольку, предсказуемая стабильность, безопасность, бесплатная медицина и образование, при полном отсутствии безработицы, когда после получения соответствующего государственного документа об окончании учебного заведения, предусматривалось обязательное трудоустройство выпускников, «молодых специалистов», которых нельзя было увольнять с работы ни при каких случаях, когда каждый случай увольнения, «по собственному желанию» даже самого обыкновенного «работяги», подлежал рассмотрению «общественным отделом кадров», с участием представителя Профкома, а иногда даже и с участием членов местной партийной организации, и все это при бесплатном распределении жилья, за пользование которым была установлена минимальная плата, и все это при том, уже не требовалось 100% верность Коммунистическим идеалам, предполагалось лишь проявление со стороны Советских граждан, обратного понимания в виде стабильных 99% голосов на выборах, отданных за тех, кто это сделал.
Взаимность в таких вещах самое главное, пусть даже это не любовь, но без взаимности в подобных отношениях, никак нельзя.
Так что народ, в большинстве случаев прекрасно понимая необходимость взаимности, с юмором воспринимая и страсть Леонида Ильича, к наградам и литературному творчеству, его книжки: «Малая Земля», «Возрождение», «Целина», «Жизнь по заводскому гудку», «Чувство Родины», «Молдавская весна», «Космический Октябрь» и «Слово о коммунистах», в 1983 году объединенные в сборник «Воспоминания», издавались в позднем СССР огромными тиражами, и, конечно же, продавались, хотя не всегда книжки покупали действительно сами граждане, просто для реализации были иные способы, например включение в школьную программу, впрочем, говорят, что, летом 1987 года, мемуары Брежнева были изъяты из книжных магазинов и списаны в макулатуру…., тем не менее, дружно ходил на выборы, где стабильно отдавал свои голоса за «кандидатов от Блока коммунистов и беспартийных».
При этом советские люди старались приходить на избирательные участки, пораньше, как на колхозный рынок, но в отличие от рынка, не потому что кандидатов в депутаты, слуги народа, может не хватить, а в основном, потому что на избирательных участках работали буфеты, в которых продавались дефицитные промышленные товары и продукты.
Такая вот, незамысловатая политтехнология, «подкуп избирателей», как это называется сегодня, хотя в те времена никто и думать не думал о каких то «политтехнологиях», и избиратели, даже не подозревали о наличии такого слова, когда в буфетах, под патриотические песенки, отоваривались дефицитным товаром.
Хотя при осуществлении процедуры волеизъявления иногда возникали и досадные сложности, впрочем, как правило, легко преодолеваемые.
Дело в том, что поскольку одновременно нужно было и проголосовать, и занять очередь в буфет, то процедура бросания избирательных бюллетеней, могла быть доверена и одному члену семьи избирателей, просто потому что: «…мы советские люди, чай не в Америке живем, и доверяем, друг дружке, потому что, как учит родная Коммунистическая партия, «Человек человеку — друг, товарищ и брат», а уж тем более если они, вдобавок к этим обстоятельствам, еще и жена, или муж, одним словом, член семьи, твердой ячейки советского общества. Простые были нравы, да…
Пьянство при Леониде Ильиче как то особенно расцвело, хотя качественных спиртных напитков, как отечественного, так и импортного производства было огромное количество, тем не менее, особым успехом, у мужской части населения, пользовалась «бормотуха», Дешёвые креплёные вина, из разряда портвейнов, вермутов и «плодово-ягодные» продававшиеся в «огнетушителях», Солнцедар, Чашма, Агдам и многие другие «бренды», с некоторой иронией именуемые общим словом «бормотуха».
Разумеется, подобная доступность не могла не стать причиной «излишеств разных нехороших», пьянства, проще говоря, часть населения, особенно мужская, и в гораздо меньшей степени женская, действительно спивалась, хотя с пьянством активно боролись все, и трудовые коллективы, и милиция, при этом самыми злейшими врагами алкоголика, безусловно, признавались: «Жена и Участковый».
Но даже и они не всегда справлялись, после чего лица, страдающие губительной зависимостью, неоднократные посещения которыми Вытрезвителей строго фиксировалось, как: «…лицо, уклоняющееся от лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, нарушающее трудовую дисциплину, общественный порядок, или правила социалистического общежития», отправлялось в Лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП). Конечно по решению Суда, на срок от шести месяцев до двух лет.
Хотя, не смотря на строгий режим содержания и обязательный труд, это не влекло судимости, тем не менее, побег из ЛТП, наказывался реальным лишением свободы.
Возможно, излечившиеся, и придумали крылатую фразу: «Вышли мы все из запоя, дети эпохи застоя». Видимо чего то мужикам в той жизни не хватало. Хотя для мужиков это вообще свойственно. «Дом мужчины — весь мир, мир женщины — только дом», или так: «Дом - мир женщины. Мир - дом мужчины».
Похоже, СССР был домом, своей предсказуемой безопасностью, удобным для женщин, в котором мужчинам было тесно.
Поскольку ЛТПшники трудились во многих местах, в том числе и на крупных производствах, советские женщины, присматривались к пациентам, надеясь на то, что те, излечившись от зависимости, еще смогут стать полноценными мужьями, а возможно, даже отцами. И иногда прибирали «излечившихся», к рукам.
Вообще женщины в позднем СССР, это совершенно особая, можно сказать привилегированная группа, своего рода каста, перечислять все привилегии которой нет необходимости, достаточно сказать, что женщина, могла вполне пожаловаться на гуляку мужа, при чем даже не алкоголика, в профсоюзную, партийную организацию, написать заявление в товарищеский суд на предприятии, которые строго прорабатывали обвиненного в низких моральных качествах, гражданина, с определенным интересом, вникая в мельчайшие подробности этого пикантного вопроса.
А уж о том, что, лишенной мужской опеки, категории женщин-тружениц, именуемой, «матери-одиночки», предоставлялась опека общенародного государства, в целом, и говорить не нужно.
Нежная забота государства о «матерях-одиночках», имела множество проявлений, одним из которых было то, что для них предусматривалась даже отдельная очередь на получение жилья, чего обычные семьи обычно дожидались годами, а иногда и десятилетиями. Впрочем, возможно такого рода забота была следствием постоянно проводившейся работы по повышению рождаемости, что регулировалась, в том числе и налогом на бездетность, в размере 6 % зарплаты, который обязаны были платить бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет. Хотя бывало и освобождение от налога по медицинским основаниям.
Квартирный вопрос, не смотря на массовое жилищное строительство, для чего в СССР было построено большое количество Домостроительных комбинатов (ДСК), наладивших производство панелей для поточного строительства жилья, все же оставался острым все время существования позднего СССР, а поскольку бесплатное предоставление жилья, как не крути, а все же носило признаки коммунистического распределения, даже получившие жилье в порядке очереди, не являлись его собственниками.
Государство посредством созданных жилищных комиссий при органах власти, активно регулировало процесс использование своей собственности, предоставленной в наем гражданам, вплоть до того, что рассматривались даже вопросы обоснованности обмена жилья, причем география не имела значения. С одинаковой строгостью изучались как обмены жильем в конкретном населенном пункте, так и иногородние.
Что было во многом обусловлено наличием института «прописки», своего рода закреплением считавшегося перспективным, населения, в данном регионе.
Хотя, были в СССР, и межнациональные конфликты, например осетино-ингушский конфликт в Орджоникидзе, произошедший в октябре 1981 года, вызванный убийством водителя такси, осетина по национальности, который вполне мог перейти в массовые беспорядки, но при участии, в том числе впоследствии яростно заклейменного и отсидевшего солидный срок, зятя Брежнева, Чурбанова, он был потушен, пусть и с применением силы, но все же без применения огнестрельного оружия, что в предшествующие правлению Брежнева, и последующие времена, увы, было нормой.
Если говорить о вооруженных конфликтах, то они при Брежневе, велись исключительно за пределами СССР, причем Союз в них всегда выигрывал. Вьетнам, Камбоджа, конфликты с Китаем на острове Даманский и в районе озера Жаланашколь, Лаос, Бангладеш Египет, Сирия, Ливан, Ангола, Мозамбик, Эфиопия, и, конечно же, Афганистан, во всех этих войнах Союз выходил если не победителем, то уж во всяком случае, не проигравшим. Кстати, не проиграл СССР при Брежневе и войну в Афганистане.
Одним словом, граждане СССР жили не то, чтобы богато, за редким исключением, но и не совершенно бедно, опять же за редким исключением. Хотя, разумеется, Союз, не был «райским садом», поскольку существовало такое явление, как дефицит, промышленных и продовольственных товаров, весьма раздражавший граждан, тем не менее, в соответствии с еще одной крылатой фразой «эпохи Застоя», каким то странным способом реальностью было: «…в магазинах ничего нет, но в холодильниках все есть».
Похоже на то, что Брежневский «развитой социализм» строился по принципу социально ориентированного государства, приближенного к тому, что тогда же строилось, и действительно было построено, в Германии, Скандинавских странах. Вероятнее всего так и есть. «За красным восходом розовый закат…».
В то же время ослабление идеологического стержня, привело к вполне ожидаемым последствиям, перерождению Коммунистической партии, о чем предупреждали и Ленин, и Сталин.
-Ленин: "К нам присосались кое-где карьеристы, авантюристы, которые назвались коммунистами и надувают нас, которые полезли к нам потому, что коммунисты теперь у власти, потому, что более честные "служивые" элементы не пошли к нам работать вследствие своих отсталых идей, а у карьеристов нет никаких идей, никакой честности" (том 38, стр. 199).
"Очистить партию надо от мазуриков, от обюрократившихся, от нечестных, от нетвёрдых коммунистов ..." (том 44, стр. 124). "... есть надежда, что тысяч 100 из нашей партии мы удалим. Некоторые говорят, что тысяч 200, - и эти последние мне больше нравятся" (том 44, стр. 171). - Сталин говорил о двух типах людей, которые "не дают нам двигаться вперед". "Один тип работников - это люди с известными заслугами в прошлом, люди, ставшие вельможами... Эти зазнавшиеся вельможи думают, что они незаменимы... А теперь о втором типе работников. Я имею в виду тип болтунов, я сказал бы, честных болтунов, людей честных, преданных Советской власти, но не способных руководить, не способных что-либо организовать". "Как быть с этими неисправимыми болтунами? Ведь если их оставить на оперативной работе, они способны потопить любое живое дело в потоке водянистых и нескончаемых речей. Очевидно, что их надо снимать с руководящих постов и ставить на другую, не оперативную работу. Болтунам не место на оперативной работе!". "...Без периодической чистки от шатких элементов, партия не может укрепляться. Тов. Ленин учил, что партия может укрепляться, только освобождаясь шаг за шагом от шатких элементов, которые проникают и будут еще проникать в партию" (Заключительная речь по орготчету ЦК на XIII съезде РКП (б).
При Брежневе, эти слова хотя и не были полностью забыты, но не слишком принимались во внимание.
Быть Членом КПСС, стало знаком принадлежности к правящему классу, без чего крайне затруднительно было добиться какого либо карьерного роста.
Ленин, был весьма любознательным человеком, и возможно слышал истории о том, что когда к евреям, победившим антисемитов во главе с амелекитянином Аманом, и избежавших полного истребления, во времена царя Ахашвероша, правившего громадной Персидской империей, стали «примазывается», неевреи, стремясь быть на стороне победителей. Хотя и давно это было, но существуют смутные слухи о том, что тогда какой то раввин предостерег евреев об опасности присоединения к победителям, тогдашних «карьеристов». «Мазуриков», по-Ленину. У евреев это получилось, а у коммунистов нет, поэтому увеличение количества неидейных карьеристов, стало одной из причин падения СССР.
Еще одной из причин могло стать увлечение Брежнева поддержкой «братских коммунистических партий», и режимов, которым стоило лишь заявить, что их цель, строительства Социализма, как Брежнев тут же осыпал их весьма и весьма щедрой помощью. Что происходило во многих местах планеты. Своего рода, социалистический глобализм, стоивший очень дорого.
Так или иначе, но правление Брежнева, закончилось, не пенсией, а вполне предсказуемой смертью от старости 10 ноября 1982 года.
Тогда, в момент опускания гроба с телом Брежнева в могилу раздался странный звук, который граждане, утомленные столь долгим правлением с энтузиазмом, восприняли как: «…бросили гроб! Всем надоел»! Хотя участники похорон, в частности один из тех, кто опускал гроб, Георгий Коваленко, опровергал это, говоря, что народ, смотревший церемонию похорон по телевизору, просто принял орудийный залп за стук упавшего гроба. Тем не менее, в народе осталась только версия «…бросили, на…»! Такова участь всех правителей, независимо от того, чего больше о них можно сказать, хорошего или плохого. Быть правителем, в определенном смысле, весьма неблагодарное дело.
В день похорон были запрещены все увеселительные мероприятия, в связи, с чем желающим помянуть генсека алкоголем в кафе и ресторанах его не наливали. Делая при этом страшные глаза: «да вы что, какая может быть водка, не говоря уже о шампанском! Нас каждые полчаса проверяют то партийцы, то комсомольцы, не говоря уже о милиции и КГБ! Да и тот же официант, который вам шампанское принесет, может тут же сообщить «куда надо»! Если вы, это хотите, то нам оно не надо!»