Найти тему

Саманта Швеблин. «Дистанция спасения»

Скажи, зачем вы ездили на озеро?
Она хотела, чтобы я поучила ее водить машину, сказала, что с давних пор мечтает сесть за руль, но, когда мы оказались у озера, ни у нее, ни у меня не хватило на урок терпения.
Что она сейчас делает в саду?
Открывает дверцу моей машины, садится за руль и что-то ищет у себя в сумке. Я приподнимаюсь с шезлонга, спускаю ноги на траву и жду. Слишком жарко. Потом Карле надоедает рыться в сумке, и она обеими руками берется за руль. Так и сидит какое-то время, глядя на ворота, а может, куда-то за ворота – например, на свой дом, который стоит чуть дальше.
А еще что? Почему ты замолчала?
Знаешь, я как-то вязну в этом рассказе, и, хотя все прекрасно вижу, иногда мне бывает трудно продвигаться вперед. Скажи, это из-за лекарства, которое вкалывают мне сестры?
Нет.
Но ведь я умру через несколько часов, правда, умру? Странно только, что я так спокойна. И хотя ты ничего мне про это не говоришь, я все равно все понимаю, но только вот признаться себе самой в чем-то таком совершенно немыслимо.
Все это не важно. Мы только зря теряем время.
Но ведь это правда, да? Правда, что я умру?
Что еще происходит в саду?

Удивительно концентрированная история. Мини-роман, почти рассказ, но все же больше чем просто рассказ. Я даже адекватного определения для такой формы подобрать не могу. И ругаться за очередной «роман» карманного формата не хочу. Небольшая повесть по объему, рассказ по структуре и… да, роман по насыщенности.

Что касается жанра, то тут тоже не все гладко. Это хоррор, во всяком случае читается это именно как хоррор. Но некоторые говорят это магический реализм, и возможно они правы – я в этом не большой знаток.

И нет, я не буду рассказывать содержание книги, о завязке достаточно сказано в аннотации:

Героиня книги снимает дом в сельской местности, чтобы провести там отпуск вместе с маленькой дочкой. Однако вокруг них сразу же начинают происходить странные и загадочные события. Предполагаемая идиллия оборачивается кошмаром.

Почти вся книга построена как диалог, но за счет небольшого объема произведения и ощущения тайны, которую то ли надо разгадать, то ли она вот-вот сама откроется, диалог не кажется бесконечным и не раздражает. Здесь все очень символично и завязано на обеспечении безопасности и контроле, свойственных почти любым нормальным родителям, и это, как мне показалось основная тема.

Добавьте к вышесказанному густую, сумеречную и откровенно жуткую атмосферу. И получите концентрат романа в жанре хоррор только без монстров, вылезающих из-под кроватей, злобных маньяков и опасных сумасшедших поджидающих за углом. Здесь есть мистика, есть колдовство, но происходящее словно ускользает и проходит где-то вне понимания.

И для меня оказалось счастьем, что она такая короткая, потому что я не смогла заснуть, пока не дочитала её до конца, хотя спать хотелось безумно. Единственное что несколько отравило мне восприятие книги, это желание раскопать все символы и провести все параллели, окопавшееся в моей голове после «Искусства чтения». И было большой ошибкой с моей стороны брать «Дистанцию спасения» после Фостера. Но кто ж знал, что это настолько заразно.

ноябрь 2018