Найти тему
Семья и деньги

Психология бедности в народных сказках. Богатый брат – плохой, бедный – хороший…

Тем, кто хочет жить в достатке, с народными сказками не по пути. В них ведь как? Старший брат – умный и богатый, но жадный и плохой. А бедный (и чаще всего с отрицательным IQ) – герой, достойный сочувствия и получающий, заметьте, в конце сказки «заслуженную» награду. Заслуженную – в кавычках, поскольку никаких качеств, которыми он мог бы заслужить эту награду, у бедного героя не наблюдается. Он получает «ништяки» ровно по тому же принципу, что и социальное пособие в современном мире: потому что бедный.

И ладно бы, если бы речь шла только о несправедливом распределении наследства, как в сказке «кот в сапогах». Но ведь чаще всего сказка просто констатирует факт: богатый брат – плохой, бедный – хороший. А почему он бедный? Может, потому, что работает меньше? Лежит на печи, как Емеля? Особенно таким подходом грешат русские народные сказки, хотя и в европейских младшие-бедные тоже обычно в привилегированном положении.

Но разница есть. В европейских сказках этот архетип базируется на праве майората, когда старший получал практически всё наследство. Поэтому помощь Кота в сапогах – это своеобразное восстановление справедливости.

А вот на Руси сказочный архетип другой: это традиционное сочувствие сирым и убогим. Даже тем, кто не особо-то это сочувствие и заслужил.

-2

Иногда, впрочем, в сказках даётся косвенное объяснение бедности младшего брата: куча детей – голодных ртов. То есть это не бедняк виноват, это так жизнь сложилась. С контрацепцией-то тогда было туго, так что обоснование воспринималось как объективное.

С другой стороны, а разве в богатых семьях детей было мало? Наоборот, состоятельные люди стремились обзаводиться сыновьями. На Руси, где земля делилась по душам (мужчинам, включая стариков и младенцев), каждый мальчишка означал лишний кусок земли при переделе, а каждый подросший сын – нового работника, преумножающего благосостояние. И свой хлеб дети отрабатывали, как показывает тот же «Мужичок с ноготок», уже лет с шести, а то и раньше.

-3

Но в сказках бедного брата с кучей детворы приходится, конечно же, жалеть. Тем самым подчёркивается и жадность богатого брата – делиться не хочет!

Кстати, интересно сравнить с китайскими сказками: там старший брат обычно умнее младшего, а младший относится к старшему с почтением.

Ну и ещё один интересный момент. Бедные герои народных сказок, вообще-то, совсем не против богатства. Если жениться – так на царевне! А вовсе не на рябой Авдотье из семьи такого же бедняка. И полцарства в приданое.

-4

А на каком основании-то? А потому что бедный и хороший. А богатый – он плохой, ему не полагается.

Вот так народные сказки и вбивают с детства в подсознание, что быть умным, работящим и состоятельным – глупо и плохо. А если лежать на печи и быть альтернативно одарённым лентяем – Сивка-Бурка привезёт тебе халявы. Вот и выбирай, что лучше?