В прошлой статье мы затронули тему школьной программы, о качестве школьной программы, её наполнении. Сегодня же разговор пойдёт о наших учителях, которые вынуждены учить наших детей в нечеловеческой обстановке, созданными чиновниками от образования. Без преувеличения можно считать, что у нас образование уничтожено. Несмотря на то, что есть школы, работают учителя, проводятся занятия.
Это всё видимая картинка. Но, если окунуться в детали школьной жизни, взаимоотношения учителей и школьников с родителями, то здесь откроется просто ужасающая действительность. Если раньше учитель учил и воспитывал, то сейчас его роль сведена только к преподаванию положенных часов по своему предмету. Можно удивиться, где же нагрузка о которой так много говорят?
В том-то и дело, что воспитание и обучение - это два неотрывно связанных между собой процесса. Один дополняет второй, чтобы ребёнка выучить, нужно привить ему определённые качества: настойчивость, трудолюбие, любознательность, помочь раскрыть свои способности к каким-то наукам, дисциплинам. А для этого необходимо изучать характер ребёнка, его склонности. Словом, всё то делать, что делала передовая советская педагогика, и которую мы безвозвратно потеряли.
Результат того, что мы имеем, это трагедия в Керчи. Квинтэссенция всего. И теперь это наши реалии, а не только американские.
Сейчас же, если педагог делает замечание какому-нибудь ученику, если тот мешает вести урок, то он рискует нарваться на неадекватное поведение подростка. Учителя могут нецензурно обругать, издеваться над ним, даже избить. Вдумайтесь в то, что мы натворили! При всём при этом, педагогу запрещается защитить свою честь и достоинство, приведя малолетнего нарушителя спокойствия в чувство. Что даёт повод для остальных ребят поступать также. Ну, и чему они научаться в данном случае?
Все те попытки учителей каким-то образом защититься от таких детишек, привели к тому, что учителей начинали гнобить своё начальство, родители этих "ученичков". Ну, и как вы думаете, какой нормальный человек, выдержит эти издевательства, да ещё за ту мизерную зарплату в 20 тыс. рублей? Ибо учителя хорошо получают только в отчётах чиновников министерства образования и РОНО. Так называемые отделы народного образования, которые стоит уже назвать по другому.
Ещё одним ударом по нашему образованию и нервам наших учителей, стала отчётность, которую учителя должны вести, буквально, в ущерб качеству и количеству преподавания. Инициатором этого являются чиновники РОНО различного уровня. Причём, их даже не интересует наполнение этих планов, что именно и как будут преподавать учителя, а именно внешнее оформление, и соответствие этим нормам. Как вы считаете, это саботаж?
Для успокоения общественности, которой не безразличен кризис школы, на телевидении показывают программы, такие как "Воскресный вечер с Соловьёвым", куда приглашается министр образования Ольга Васильева. И, на вопрос Соловьёва, занимается ли школа только лишь образовательными услугами, Васильева отвечает, что и воспитанием также. К самой Васильевой, как министру образования вопросов много, причём не самых для неё приятных. С её назначением общественность надеялась, что начнутся изменения к лучшему, но всё идёт наоборот, в худшую сторону. Но личность министра отдельная тема, нас же волнует положение не чиновников, а рядовых учителей.
Чтобы понять, каких людей мы теряем, приводим письмо Учителя с большой буквы, Юрия Монастырёва, в которой он описал весь ужас, творимый саботажниками из Минобразования, забивающим последний гвоздь в крышку гроба нашей, когда-то передовой, школы и отбрасывающих наших детей на десятки лет назад. Вот оно:
Начну с самого главного. Я проработал в школе учителем 35 лет, но никогда не сталкивался с тем, что ни по одному предмету нет единой государственной программы, т.е. отсутствуют требования к объёму знаний учащихся. Рабочую программу сам себе пишет учитель, но его этому не учили. Для этого есть методисты, но они программы не составляют, им некогда. Они проверяют, как их составили учителя.
И, думаете, их интересует содержание программы? Отнюдь! Их интересует интервал между строчками, оформление обложки и прочая бумагомарательная дребедень.
Если я учитель русского языка и, например, не очень люблю Льва Толстого, то могу его творчество просто не вставлять в рабочую программу, а, значит, и не изучать! И никто этого не заметит, ведь главное – оформление. Отсутствие Госстандарта – маразм на государственном уровне, но почему-то всех это устраивает.
Теперь поговорим об учебниках. Я могу судить только об учебниках географии. Те учебники, по которым занимаются крымские школьники – это проявление полной некомпетентности в географии. Отсутствует поэтапная схема изучения вопроса по принципу: от простого к сложному. Абсолютно хаотичная подача материала. Такое ощущение, что авторы действуют по принципу: вали всё в кучу, а учащийся сам разберётся.
Каждый раз, когда я обращался к школьным учебникам по географии, я забывал всё, что знал.
Шестой параграф в учебнике для 9-ого класса должен называться на родном русском языке «Зоны вечной мерзлоты на территории РФ», а там написано - «Мерзлотная Россия»! Это в чьей больной голове родилось такое определение?! А в учебнике для 8-ого есть параграф «Экзотика России», в который входят три совершенно не сочетающихся регионов – Крым, Кавказ, Дальний Восток.
Да на каждый из этих регионов необходимо не менее 4-х уроков, но авторы считают, что всё это можно освоить за один урок.
А определение «человеческий капитал», вы вслушайтесь, как это звучит!
Единого учебника по каждому курсу нет, а самих учебников десятки и даже сотни. Это просто бизнес.
Напиши учебник, пройди комиссию, получи «добро», а, значит, и госзаказ, и – стриги чистую прибыль. Родитель от многого откажутся, но учебник ребёнку купят за любую цену. Что внутри учебника, никого из ответственных товарищей не интересует. Бизнес на интеллектуальном развитии страны – прибыль превыше всего!
Педагог – это теперь «обслуживающий персонал». У учителя всегда было два направления деятельности: обучающий и воспитывающий. Так вот, воспитания больше нет, школа только обучает.
От учителя требуют, чтобы он поменьше говорил, а больше слушал и корректировал ответ учащегося. Откуда ученик возьмет знания, никто не задумывается, мол, надо будет – найдёт, Интернет есть.
Задача у чиновничьего аппарата одна – завалить учителя чудовищной бумажной работой: программы, поурочные планы, отчёты, отчёты, отчёты… И – тем самым забить, унизить как человека до такой степени, чтобы отбить всякую охоту к сопротивлению, желанию думать…
Про оплату труда учителя говорить можно много и яростно. Зарплатой это назвать нельзя. Это 101 плевок в лицо учителю. Гнилая бюрократическая система оплаты позволяет администрации школы по своему усмотрению кого-то казнить, кого-то миловать.
У 70% рядовых учителей зарплата и стимулирующие – 12-14 тысяч рублей в месяц, у меньшинства (30% лизоблюды и административные любимчики) – 34-36 тыс руб. А в среднем, да, как утверждает статистика, 25 тыс руб.
Ну а приказ министра образования Крыма Гончаровой об обязательном ведении поурочных планов всеми учителями и сохранении их весь учебный год вообще за гранью добра и зла.
И самое главное – дети. Сколько они выдержали реформ, держались, а подкосил их Интернет. Скажу честно, сейчас подростки курят в 5-7 раз меньше, чем 10-15 лет назад. У них нет времени. Они на переменах уходят в киберпространство и играют, играют…
А учебная нагрузка выросла в разы, сейчас в 5-ом классе 7 уроков – норма. Раньше СЭС никогда не согласовала бы такое расписание. С 8.30 до 15.00 – занятия, а потом – музыкальная и художественные школы, спортивная секция, танцевальный кружок, репетиторы…
Во дворах не слышно детей, никто не играет в войнушку, прятки, резиночку, классики. Объясните, почему в 5-ом классе ребёнок ходит к репетитору? Господи, что мы делаем? Мы забрали у детей детство, считая, что обучение важнее.
Итак, что мы имеем. У нас есть образование, превращённое в чудовищного монстра вроде Сатурна, пожирающего своих детей. Донельзя бюрократизированная система. А я помню 1985 год, когда всё гороно Ялты помещалось в двух кабинетах горисполкома. Сегодня гороно занимает целый этаж и сотрудники сидят на головах у друг друга, даже в библиотеке.
Странная зависимость: чем меньше становилось детей, тем больше увеличивался штат гороно. В чём смысл существования гороно? Убрали горздравотдел ,так никто и не заметил, что исчезли 30-40 бюрократов-паразитов.
Школы финансируются по количеству учащихся, на каждого ребёнка выделяется определённая сумма из федерального бюджета. У меня предположение, что гороно сидит на зарплате учителей. И не просто сидит. Вот скажите мне, сколько школ Ялты выплатило своим учителям премию по итогам календарного года? А сотрудники гороно много лет регулярно такую премию получают.
В организме образования гороно занимает нишу аппендицита, который надо удалять, пока не начался перитонит.
Сейчас весь Интернет забит открытыми письмами преподавателей, криками отчаяния учителей от «дайте дожить» до «ненавижу». Власть не слышит или не хочет слышать. Зря. Нет образования – нет будущего у страны, несмотря на «человеческий капитал», запасы газа, ракеты «Тополь» и победы в Сирии.
Голодные и нищие учителя, которых уже сегодня катастрофически не хватает - это приговор. Никогда не думал, что доживу до такой ситуации. Горько…
Поэтому, мы обращаемся к вам, родителям, бабушкам, дедушкам с призывом поддержать наших учителей морально, просто понимать, что это люди-подвижники, которые в условиях развязанного против них геноцида, учат ваших детей, внуков. Воспитывайте у детей уважение к учителю и его труду, иначе Россия скатится к уровню самых отсталых стран.
Нажмите палец вверх, подпишитесь на наш канал!