В ноябре 1922 года в Долине Царей была обнаружена гробница Тутанхамона. Деньги на раскопки дал английский аристократ и коллекционер Джордж Герберт Карнарвон.
Карнарвон был из старинного и очень знатного рода. Его семье принадлежал огромный замок Хайклер. Вы его точно знаете. Именно он сыграл роль поместья Даунтон в одноименном сериале. Но к началу 20 века род обеднел, денег на содержание замка не было, а из-за дорогих увлечений Карнарвон оказался по уши в долгах. Поэтому, как и многие английские аристократы, он женился на богатой американке леди Альмине. Официально ее родителями значились некие Мари и Фред Вомбеллы. Но настоящим отцом девушки был Альфред Ротшильд. Чтобы обеспечить дочери титул и положение в обществе, он не поскупился. Поэтому приданое у Альмины было гигантским. Эти деньги лорд Карнарвон с удовольствием и тратил на своё хобби - раскопки в Египте.
Очень долго поиски не давали никакого результата. Англичанин был неопытным, и египетские власти этим пользовались. Сначала ему подсунули разрешение на работы в заведомо неудачном месте. После долгих раскопок там был найден только кошачий саркофаг. Но Карнарвон не сдавался. В 1907 году он привлёк египтолога с хорошей репутацией в ученом сообществе - Говарда Картера. И тот принялся вести исследования во многообещающем месте - Долине Царей. Впрочем, и тут дело шло со скрипом. В течение долгих лет находки были скромными. И только в 1922 году Картер совершил самое громкое открытие в истории археологии. Его команда обнаружила ступеньку в скале. Ступенька оказалась частью лестницы, ведущей к двери. Когда ее открыли, внутри оказалась комната, заполненная странными животными, статуями и золотыми предметами. Это и была гробница Тутанхамона, юноши-царя, правившего Египтом в 1300-е годы до нашей эры.
Вообще, при жизни Тутанхамон не был особо примечателен. Но после открытия Картера стал самым известным древнеегипетским царем. Дело в том, что его гробница оказалась одной из немногих не ограбленных в древности. К тому же газетчики в 20е годы раздули сенсацию из этого открытия. Всем известен сюжет про страшное проклятие мумии. Он родился именно в то время. Потому что сразу несколько человек, участвовавших во вскрытии гробницы вскоре погибли, в том числе Карнарвон. Все эти смерти, конечно, не были связаны ни с каким проклятьем. Но прессу было не остановить. В любом случае стоимость найденых в гробнице предметов от этого только росла.
Через 5 месяцев после легендарной находки Карнарвон умер от воспаления лёгких. Поэтому дальнейшей судьбой коллекции распоряжаясь его жена леди Альмина. Она-то и продала большую часть найденных предметов музею Метрополитан за 145 тысяч фунтов. Интересно, что в своём завещании Карнарвон просил продать коллекцию в Британский музей за 20 тысяч фунтов. При этом часть предметов осталась у семьи Карнарвон. Сейчас они выставляются в Хайклере. «Коллекцию семьи Карнарвон никто и никогда официально не оценивал. Если бегло оценивать то, что выставлено в экспозиции замка, то это $1,5-2 млн, коллекция там скромная», рассказывает известный египтолог Виктор Солкин.
К сожалению, оценить, окупились ли в финансовом плане вложения лорда Карнарвона, сложно. Потому как неизвестен объём инвестиций в раскопки - англичанин не вел никакой финансовой отчетности. Но потратил лорд точно не мало. Ему пришлось купить разрешение на проведение работ у египетских властей, а также в течение нескольких лет платить Картеру и группе рабочих (их было не менее десятка). Предполагаю, если бы леди Альмина на продала коллекцию, сейчас ее потомки были бы очень и очень богаты. Впрочем, имя Карнарвон навсегда вошло в мировую историю, тоже своеобразная инвестиция.
Можно ли сейчас инвестировать в раскопки?
Если говорить о раскопках в Египте, то вложения в них - дело крайне неприбыльное.
В среднем, снарядить экспедицию стоит $10-30 тысяч в месяц. Цена зависит от уровня сложности работ, рассказывает Виктор Солкин. И хотя шансы на находки уровня гробница Тутанхамона ещё остаются, на них не заработаешь. Все, что будет раскопано, станет собственностью египетского государства. Вывоз памятников из Египта запрещен с 1981 года, нарушение закона карается 15 годами тюрьмы.
«Так что археологические работы в Египте - это давно уже никакие не инвестиции, а наука, которая ищет финансирование через гранты и госдотации, причем ищет чаще всего с трудом», - резюмирует Сколкин.
Впрочем, некоторые все же инвестируют в раскопки. Пару лет назад один финансист рассказывал мне, что переодически спонсирует экспедиции по России (и даже одну в Сирию). И забирает часть найденных артефактов. Это незаконно, но его это мало волнует.
Хотя не представляю, как можно отследить, что реально нашли археологи, а что они потом спрятали.
Источники: https://www.theguardian.com/books/2011/sep/15/lady-almina-downton-carnarvon-review, книга Фионы Карнарвон, интервью с Виктором Солкиным