Найти в Дзене
Кавказ Пост

Пить или не пить? Ответ на вечный вопрос на Ставрополье неоднозначен

Инициатива федерального центра снизить уровень потребления в стране алкоголя на Ставрополье идет вразрез с политикой властей региона по развитию одной из самых перспективных и доходных отраслей - виноводочной.

Олег Парфёнов

О дополнительных мерах пока ни слова Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные опроса, согласно которому число абсолютных трезвенников в стране выросло до 40%.

Год назад этот показатель составлял 39%, а с 2009 года рост составил 14%. Кроме того, 58% опрошенных признались, что алкоголь употребляют «время от времени», причем 14% - не чаще двух-трех раз в месяц. Под девизом «ни дня без рюмки» живет в России лишь 1% граждан. Впрочем, в этих оптимистичных данных о росте числа трезвенников есть основания усомниться. Никто, например, не скажет сегодня вам, сколько вина и самогона производится в домашних условиях, а цифры эти, думается, очень немалые. Эксперты отмечают также, что десять лет назад в социологических исследованиях учитывалось потребление как легального, так и левого алкоголя, а ныне, после введения ЕГАИС, весь контрафакт ушел в «тень» и учету не поддается.

Вместе с тем на фоне снижения потребления алкоголя в прошлом году его производство выросло на 1%. Как и почему это возможно, неясно. Особенно преуспели производители водки, коньяка и плодового вина. А вот производство виноградных и ликерных вин заметно просело. Сами виноделы такой невеселый расклад объяснят тем, что в стране отсутствует культура пития - и вот в этом направлении как раз надо всем нам дружно поработать. По случайному ли совпадению либо по задумке «свыше», но одновременно с опубликованием данных соцопроса с очередной инициативой дальнейшего ограничения продажи алкоголя для молодежи вышло российское правительство. Так решено продолжить борьбу за трезвый образ жизни.

В частности, есть предложение запретить продажу горячительных напитков людям до 20 лет. «Что касается табака и алкоголя, будем ли мы принимать какие-то дополнительные меры? Думаю, будем, потому что, несмотря на достигнутые результаты, цифры пока нас не устраивают», - заявила вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова.

-2

Алкоголь сдает позиции не только по последним данным ВЦИОМ, но и по данным Минздрава РФ. Если, например, в 2004 году в среднем на душу населения приходилось 20,3 литра спиртного, то в 2017-м - 10 литров. Статистика, известно, вещь коварная, но других данных у нас нет. А раз так, то приходится констатировать - результаты борьбы государства с пьянством, как говориться, налицо. По словам Голиковой, речь не идет о тотальном запрете алкоголя, но существующим международным опытом борьбы с алкоголизмом воспользоваться стоит. Так, во многих странах продажа алкоголя разрешена не с 18 лет, как в России, а с 20 лет и даже с 21 года. В правительстве серьезно задумались над тем, а не поднять ли и нам возрастную планку?

Миллиарды акцизов - в копилку края

А пока на федеральном уровне обсуждают, как снизить потребление алкоголя, в первую очередь среди молодежи, на местах активно работают по развитию рынка алкогольной продукции. Это и понятно: акцизы на алкоголь дают региональной казне существенную прибавку. В октябре 2017-го зампред краевого правительства Николай Великдань не без гордости рассказал, что с начала года в качестве уплаты акцизов от реализации этилового спирта, алкогольной продукции и пива в бюджет края с начала года поступило почти 3,7 млрд. рублей, что на 37 процентов больше аналогичного уровня 2016-го предыдущего.

На недавно состоявшемся в Кисловодске форуме «Молодое вино» прозвучало, что доходы в казну края от продажи акцизов на алкоголь составили 7,8 млрд. рублей. Сегодня региональные производители выпускают более 500 наименований вин и коньяков, а объемы продукции исправно растут. На долю Ставрополья приходится треть всего разлитого в России коньяка - это первое место в стране. Наши производители выпускают достаточно приличный ассортимент натуральных виноградных сухих, полусухих, полусладких, десертных и плодовых вин, а это около 10 процентов от общероссийского производства. Ставропольские игристые (шампанские) вина занимают 4 процента отечественного рынка. По производству столовых вин Ставрополье лидирует среди субъектов Северного Кавказа - их доля составляет 88 процентов.


В крае действует полный цикл производства виноградовинодельческой продукции: от выращивания саженцев до выпуска готовой продукции. Этот сегмент краевого АПК представлен 56 организациями. Виноград выращивают 34 специализированные предприятия, в том числе 15 крестьянско-фермерских хозяйств. А это уже не только пополнение казны и повод для гордости, но в первую очередь, рабочие места. Край входит в пятерку ведущих регионов по площадям виноградной лозы - 6,3 тысячи га. Ежегодная закладка садов и виноградников в крае позволяет создавать до 700 рабочих мест. Третий год в крае работает «Школа виноделов», а с нынешнего года - «Школа виноградарей». На курсы могут записаться все желающие. Правительство не жалеет денег на поддержку виноградарства - в прошлом году на эти цели пошло 99 млн. рублей, на прежнем уровне сохранится господдержка и в этом году. Недавно в Кисловодске прошел уже пятый фестиваль молодого вина, став традиционным. В свое время в крае приняли решение развивать винный туризм, как это давно и успешно практикуется во Франции, Италии, Испании. Разработали проект винного тура с охватом практически всех винодельческих районов - Левокумского, Благодарненского, Буденновского, Предгорного, Минераловодского, Изобильненского.

Маршрут включает в себя посещение виноградников, винодельческих хозяйств и заводов, где можно посмотреть, как делают вино, как его разливают, наконец, самое приятное - поучаствовать в дегустации. По словам директора «Ставропольвиноградплодопрома» Сергея Лысенко, в крае сегодня разработано шесть винных экскурсий и туров. В прошлом году в крае впервые отметили День святого Трифона, покровителя виноградарей и виноделов. Возрожденный по инициативе ставропольских аграриев праздник также имеет все шансы стать традиционным. Глава минсельхоза края Владимир Ситников не сомневается: развитие винодельческой промышленности только повышает имидж региона. Да кто же спорит. Проблема в том, что развитие столь специфической отрасли всегда можно пресечь под предлогом борьбы с пьянством, как это было уже в 1985-м, когда вырубались виноградники, а оборудование винзаводов сдавали на лом.

Маршрут включает в себя посещение виноградников, винодельческих хозяйств и заводов, где можно посмотреть, как делают вино, как его разливают, наконец, самое приятное - поучаствовать в дегустации.

По словам директора «Ставропольвиноградплодопрома» Сергея Лысенко, в крае сегодня разработано шесть винных экскурсий и туров. В прошлом году в крае впервые отметили День святого Трифона, покровителя виноградарей и виноделов. Возрожденный по инициативе ставропольских аграриев праздник также имеет все шансы стать традиционным. Глава минсельхоза края Владимир Ситников не сомневается: развитие винодельческой промышленности только повышает имидж региона. Да кто же спорит.

Проблема в том, что развитие столь специфической отрасли всегда можно пресечь под предлогом борьбы с пьянством, как это было уже в 1985-м, когда вырубались виноградники, а оборудование винзаводов сдавали на лом.

Не будь на то господня воля…

Сегодня в крае, напомним, действует запрет на продажу алкоголя 1 сентября и 25 мая. Еще накануне проведения в Ставрополе «Российской студенческой весны» было принято решение запретить продажу алкоголя на все время проведения фестиваля с 15 по 20 мая. Инициативу поддержал лично губернатор Владимир Владимиров. Но это разовые акции, они, безусловно, полезны и для производителей алкоголя не страшны. Главный вопрос для производителей в том, какими мерами правительство намерено сегодня бороться с пьянством? Одно дело - профилактические беседы и даже запрет на продажу алкоголя до 20-летнего возраста. Другое - повышение акцизов на алкоголь, повсеместное введение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), ограничение розничной реализации. Есть опаска, что очередная подобная мера может нанести удар по отрасли, которую в крае возрождают с огромным трудом. Но, что тогда способно эффективно работать на антиалкогольном фронте?

За комментарием мы обратились к человеку, который на протяжении двадцати лет профессионально занимался созданием в Москве ночных клубов и ресторанов, а также их управлением, сегодня жителю города Геленджика Краснодарского края Александру Сообщикову: «Сразу по этому поводу пришло на память четверостишие Игоря Губермана, позвольте процитировать:

Не будь на то господня воля,

Мы б не узнали алкоголя;

А значит, пьянство не порок,

А высшей благости урок.

Шучу, конечно, сами понимаете. Но совершенно точно могу сказать и по собственному опыту, и по многолетнему опыту работы в столичных ночных клубах - никакие запреты в борьбе с пьянством работать не будут. Какая разница, продавать алкоголь с 18 или с 20 лет? Я, например, первый раз попробовал вино только на третьем курсе института, а крепкие напитки и того позже, но едва ли это повлияло на мою «алкогольную» биографию - совершенным трезвенником себя не считаю. Бытует мнение, спущенное «сверху», что потребление алкоголя в стране снизили именно запреты, но никаких аргументов в пользу этого не приводится. Причина, думаю, в другом. Изменилась сама жизнь, темп и ритм, набор ценностных ориентиров. Раньше, в годы брежневского застоя, считалось, что настоящий интеллигент не может вести «сухой» образ жизни, мол, всё гениальное рождается или под кайфом, или, простите, с бодуна. Наконец, вспомните, поговорки советской эпохи: «Не пьют только трезвенники и язвенники», «Не пьет - значит или хворый, или падлюка!»...

Сегодня все по-иному. Появилось понятие успешности, появились и сами успешные люди, эффективные менеджеры, которые делают карьеру, считая это высшей целью и смыслом. Да и сами подумайте: как можно просидеть с друзьями до утра в бане, а завтра делать карьеру? А не станешь успешным - будешь лузером. Откровенно говоря, подобные ценности мне непонятны, более того, вызывают стойкое отторжение. Но они объективны, работают, в том числе на ниве борьбы с алкоголизмом в молодежной среде. Можно попробовать подыскать им замену, но сделать это искусственно, невозможно. Совершенно не могу понять, когда с экрана телевизора мне объясняют, что, мол, такое-то министерство, комитет по делам молодежи, а то и правоохранительные органы «реализуют комплекс мер, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику злоупотребления алкоголем…» и проч. Какие меры, о чем вообще речь? Какой в них толк? Чем вообще можно измерить пользу этих мер?.. Рынок, конкуренция, сама динамика жизни - вот, что движет прогрессом. А если еще запустить на полную мощь социальные лифты, тогда, поверьте, алкоголиков в стране вообще не останется».