Фильм «Доминика» стал доступен широкому зрителю в сентябре 2018 года, а до этого он взял несколько фестивальных наград. Несмотря на звездный состав, премьера прошла тихо. Тем не менее, на дебютную полнометражную работу режиссера Олега Агейчева, до этого снимавшего рекламу и короткометражки, стоит обратить внимание.
Главный герой фильма Костя (Андрей Чадов) – успешный архитектор. До определенного момента у него все хорошо: есть работа, есть девушка (семья? дети? – нет, пока, пожалуй, не стоит…), все идет своим чередом. Но совершенно неожиданно в его жизни появляется девочка, за которую ему, человеку, который уверен, «что не все дети одинаково полезны», приходится взять ответственность. Неизвестно откуда взявшийся ребенок – как бы его дочь. Мало того, эта девочка растет, взрослеет и стареет в прямой зависимости от его, Костиных, эмоций, а именно, когда он злится.
И, вроде бы на каком-то этапе становится понятно: надо просто быть спокойным и не сердиться. Ну, Костя же мужик, вполне может справиться с такой задачей! Или все же нет?..
Сюжетные недочеты и не везде понятная логика происходящего, которые часто встречаются в фэнтези комедиях, в данном случае объясняются скорее тем, что создатели попытались вместить в фильм слишком много направлений мысли. Они и подмечают некоторые характерные для жизни с детьми моменты, и касаются распространенных паттернов, как-то, например, «женщина готовит и убирает, мужчина зарабатывает деньги» - так Костя объясняет устройство семьи. А затем высказывает свое отношение к рождению детей: это ответственность, которую надо брать только, когда «готов». Речь в фильме идет также и о целях творчества, и даже имя для девочки выбрано не случайно…
Здесь, и правда, как усмехается Костя, смешались «борщ и смысл жизни». Но экзистенциальные вопросы все же отодвигаются на второй план. На первом – психология.
Часто говорят: «женщины эмоциональны». Но ведь это вовсе не значит, что мужчины не испытывают эмоций. Часто переживание происходит скрыто от чужих глаз, где-то внутри, не выплескивается наружу – и, к сожалению, мешает, что называется, дышать полной грудью. А если эмоции наконец выплескиваются, то выплескиваются агрессивно, с ущербом для себя и окружающих.
Именно об этом – о подавлении чувств, непроработанных детских травмах, неумении принять и понять свои эмоции, а, соответственно и выразить их безопасным способом, - попытались рассказать создатели фильма.
«Гнев убивает!» - говорит стремительно стареющая «дочка» своему «папе». И зрителю стоит задуматься… Это случается со всеми – взрослые раздражаются и сердятся на детей, но ведь не во всех семьях это разрушает отношения родителей и ребенка…
«Любовь и злость живут в одном доме, - говорит уже совсем состарившаяся «дочка» молодому «отцу». – Но главное, как ты будешь выражать злость».
Фильм может понравиться или не понравиться, можно восхищаться игрой актеров или, наоборот, выискивать в картине косяки, но то, что создатели фильма затронули очень важную тему и предложили зрителям и, в первую очередь, мужчинам научиться замечать, принимать и выражать свою злость через что-то позитивное, например, через творчество, дорогого стоит.
Человек сам делает свою злость - злом, считает режиссер фильма Олег Агейчев. И признается:
«Я тоже был замкнутым человеком. В какой-то момент это стало сказываться на моих семейных отношениях. Я пошел на курсы групповой психотерапии. Я работал с агрессией и стал замечать, что лучше стал проявлять любовь к дочери, любовь к жене, любовь к матери, на которую я в тот момент злился. Я думал, в какую форму облечь этот путь и так появилась история с этой растущей девочкой» (Интервью для благовещенского портала 2x2.su, Ольга Новосельцева, 22 сентября 2017).
Странным образом получается, что эта совершенно фантастичная история основана на реальном жизненном опыте. А личный опыт – это всегда ценно.