Наталья Холмогорова о 282 статье, очень толково:
Мне пишут, что "русофобов надо жестоко наказывать", что 282-я статья нужна, но для русофобов и т.п. На мой взгляд, это не так.
Нынешние разговоры в интернете вообще являются аналогом классических кухонных разговоров - с той лишь разницей, что на кухне их слышали только родные и друзья, а теперь могут прочесть и посторонние. Но смысл тот же: люди выражают свои мысли и чувства по разным поводам.
Быть в курсе того, что другие думают и чувствуют - очень полезно. Наказывать за то, что они дают о себе такую важную информацию - как-то странно. Раньше госбезопасности приходилось агентов в народ засылать, сексотов вербовать - а теперь никуда ходить не надо, просто открывай интернет и читай, что люди сами о себе рассказывают, отлично же.
И русофобия - пока она проявляется не в деятельности, даже не в целенаправленной пропаганде, а в интернет-бухтении - здесь не отличается от всех прочих само-разоблачений. Ну, не любит человек русских. Вот такая печаль. Что ж, сердцу не прикажешь. Молодец, что честно об этом предупреждает. Если бы молчал и гадил исподтишка, было бы хуже.
Естественное следствие из этого, по-моему, другое. Нелюбовь к кому-то - не причина идти под суд или в тюрьму; но это очень основательная причина не работать на тех, кого ты не любишь, и не брать у них денег. Русские - основная масса налогоплательщиков в России. Значит, тот, кто выражает к нам неприязнь, однозначно не должен находиться на госслужбе, сотрудничать с государством, не должен получать гранты или какое-либо государственное финансирование.
Этого принципа, последовательно применяемого, на мой взгляд, достаточно. Плюс общественное осуждение. Каждый, конечно, имеет право плевать в коллектив, но и коллектив имеет право в ответ плюнуть в него. А кто считает, что это слишком мягко, а надо быть свирепыми, тем отвечу: классики юриспруденции учат нас, что убедительная сила наказания состоит не в его суровости или жестокости, а в неотвратимости. И с этим как раз все очень плохо.
Быть суровыми ЦПЭшники умеют замечательно; пугать и мотать нервы - с этим у них никаких проблем нет. Но своих, т.с., жертв они выбирают случайным образом - и почти исключительно из числа тех, кто точно не даст сдачи.
Маленького безвестного человека за пост в Контактике будут гонять до умопомрачения. А известный столичный писатель Х, знаменитый кинорежиссер Y или видный филантроп Z могут с трибуны нести что угодно про "грязных дикарей, населяющих Россию", и прочее подобное - и не ожидать никаких, даже мелких неприятностей.
Очень ярко проявилось это с другой "статьей за слова" - о призывах к нарушению целостности РФ, в просторечии, статья за "Крымненаш". Статья такая существует. По ней даже иногда кого-то привлекают.
Но Ксения Собчак во время своей президентской кампании совершенно прямо, громко и при большом стечении народа говорила, что Крым не наш - и, как показала экспериментальная проверка, ни СК, ни прокуратура не нашли в ее словах состава преступления. Даже когда некие бдительные (или просто офигевшие) граждане специально к ним обратились и попросили посмотреть повнимательнее. "Нет, - отвечала прокуратура, - не видим! Во все глаза смотрим - и не видим!" Пока сохраняется такая ситуация - вряд ли даже очень свирепая охота на рандомных русофобов будет иметь какой-то воспитательный эффект.
Это, знаете, так в предыдущий исторический период, когда 282-я статья была еще в основном "русской" - время от времени, устав слушать жалобы на свою предвзятость, ЦПЭшники начинали охотиться на Стомахина.
- Что там за шум?
- А, опять Стомахина за разжигание сажают!
Стомахин был идеальным козлом отпущения: разжигал так, как никто уже нынче не жжет, и ни у кого, читавшего из него хоть пять строчек, не оставалось сомнений, что сажают его за дело. Но, знаете, это быстро приелось. И, слушая в очередной раз: "Ну почему же "русская статья"? Вон и русофобов сажают - смотрите, как Стомахин жестоко наказан!" - добрые русские люди не чувствовали удовлетворения.
"Ну, Стомахин... - говорили они. - Но он вообще-то патентованный фрик, которого лечить надо, а не сажать! И вообще, сколько можно сажать Стомахина? Как насчет всех остальных русофобов, и особенно тех, которые русофобствуют не на словах, а на деле?"
Как-то так. На мой взгляд, лучше более мягкие и "вегетарианские" меры, но последовательные, чем кампанейщина и показательная свирепость к случайным людям.
Наталья Холмогорова