С самого детства нас учат соответствовать чьи-либо ожиданиям. Cперва родители поощряют хороших послушных детей и наказывают за непослушание (т.е. несоответствие их ожиданиям), затем учителя в школе закрепляют эффект. Что получаем к 30 годам?
Неврозы, скандалы и потерянность в жизни. Между своими желаниями и необходимостью соответствовать.
Разберем на примере. Моя школа была обучением тому, как максимально соответствовать ожиданиям. Чем лучше это удается, тем лучше будут оценки. А это самая лучшая валюта для взаимодействия с родителями. Чем довольнее они будут, тем больше любви я получу.
Но как же этого добиться?
Учитель хочет видеть интерес к своему предмету со стороны учеников и ответа, максимально приближенного к собственному мнению.
И я вот научилась это делать – кивать и заинтересованно слушать скучнейшие лекции, писать развернутые ответы о душевных страданиях совершенно неинтересных мне героев, и даже подстраивать математические вычисления под правильный ответ. Хуже всего дела обстояли с алгеброй - практически никому не был интересен ход моих мыслей, главным было продемонстрировать умение решать задачу именно изучаемым способом и дать правильный ответ. У нас же ЕГЭ!
Для калибровки своих навыков я отправилась в университет, где продолжала упорно себя обучать навыку давать ожидаемо правильные ответы. Цикл “дрессировка-ответ-награда” закрепился.
Почему никто ни разу не попросил написать эссе по теме урока с другой стороны, с той которой мы не касались на уроке? Почему нас в качестве тренировки не пытались научить отстаивать противоположную точку зрения?
Чертов конформизм лезет из ушей и заливает пространство вокруг. Модель соответствия чьим-то ожиданиям настолько проела мозг, что теперь и я стала набором требований по отношению к людям и миру вокруг.
Теперь, если что-то не соответствует моим ожиданиям – это плохо! И вот очередной виток замкнутого цикла несчастья: ожидание-оценка-фрустрация.
Может быть, пора признаться себе, что, запирая себя в призму собственных ожиданий, можно ожидать лишь уродливого и ущербного отражения окружающего мира. Отпустить и перестать контролировать: мнение людей вокруг, мироустройство и собственное будущее.
Мир существовал до и будет существовать после необозримое количество лет, отчего же возможно решить, что он должен кому-либо подчиняться?