Найти в Дзене

Три ключа к решению финансовой проблемы. Мнение Алексея Ледяева

Главный редактор международного журнала «Новое поколение» (ngnews.org) Анна Шевченко связалась с Алексеем Ледяевым, духовным лидером международного Движения «Новое поколение»(ng.lv), чтобы узнать его точку зрения по поводу кредитов и вопроса их решения. (Май, 2001).

Анна Шевченко: Как Вы считаете, когда время обращаться к духовным принципам финансового благополучия: когда уже возникла безвыходная ситуация или когда ещё только закладывается фундамент будущего финансового успеха?

Алексей Ледяев: О каких духовных принципах мы говорим? Мы, по сути, дикари. Мы вышли из одной безумной системы и сейчас никак не можем зацепиться за другую цивилизованную систему, и где-то на перекрестке сейчас болтаемся и пытаемся жить сегодня какими-то обрывками вчерашних знаний.

Конечно, эту ситуацию создаёт и коррумпированная система, которая загоняет сознательно людей в эту кабалу. Сначала убеждают человека: «Берите кредиты, берите нулевые проценты», заведомо зная, что потом он не рассчитается. Люди нахватались, набрались, а выплатить не могут. «А, не хотите, не можете рассчитаться, тогда останетесь без крова над головой» и т. д…

Отчасти, конечно, это наша общая беда, ведь такова общая система нашего государства. Но с другой стороны, налицо отсутствие нашего личного образования или хотя бы элементарных знаний – что можно делать, а что нельзя. Самые счастливые люди – бомжи, которые сейчас свободны от всяких обязательств перед банками и т.д. Но хотелось бы, чтобы счастливыми были не только бомжи, но и нормальные, порядочные граждане.

С другой стороны, я думаю, что есть и интуиция, и должна быть какая-то прозорливость у человека. По крайней мере, даже когда брали кредиты, я думаю, что всегда были сигналы у каждого человека, сигналы, которые предупреждали, что – «всё, стоп, не надо больше ничего брать, не надо больше усердствовать в этом вопросе».

А. Ш.: Вы сказали, что причина сложившейся ситуации двоякая: с одной стороны, такова система нашего государства, с другой стороны – человеку не хватает образования в сфере финансов. Что Вы имели в виду, сказав, что образования не хватает? 

А. Л.: Я думаю, здесь необходимо какое-то самообразование и очень серьёзное отношение к собственным сигналам, то есть предупреждениям, когда Бог подсказывает, и надо прислушиваться и как-то освободиться от стадного инстинкта: «все бегут, и я бегу. А зачем? Да какая разница, потом разберусь».

Хочется, чтобы нас не разводили, поэтому в церквях, я думаю, должны быть применены какие-то меры, по крайней мере, пастор должен обезопасить церковь. Если самому, скажем, не хватает образования людям подсказать, как защититься в это время, можно приглашать людей – сейчас очень много экспертов, которые могли бы давать решение экономических вопросов.

Я думаю, никогда бы не помешали какие-то консультации, направленные на то, чтобы обезопасить и защитить членов церкви от того, чтобы они не стали жертвой этой глобальной профанации государства и чтобы не стали жертвой какого-то собственного невежества, какой-то алчности или какого-то стремления быстрого обогащения.

Мне горько видеть, что творится в мире. Честные и порядочные люди просто как заложники большого, страшного эксперимента, когда человека, как на наркоту, подсаживают на кредиты, а потом качают из него деньги.

Знаете, как Христос заповедь оставил: «Кто хочет идти за Мной, возьми крест свой и следуй за Мною», банкиры перефразировали: «Кто хочет идти за мною, возьми кредит свой и следуй за мною». Вот и сейчас, кто за Христом идёт, а кто – за своими кредитами.

А. Ш.: Библию называют книгой жизни. Содержит ли она рекомендации, которые помогут человеку наладить свою финансовую жизнь?

А. Л.: Библия, конечно, богатая книга, но каждый её истолковывает по-своему. И тот, кто берёт кредиты, и тот, кто выигрывает нечаянно, тоже может её использовать, говоря: «Богатство нечестивых перейдёт праведникам». Библия – это умная книга, но всё зависит от того, кто и как её истолковывает.

Я считаю, мы должны сейчас обращаться к мнениям экспертов, потому что, к сожалению, очень мало у нас в церквях пасторов-экспертов. Я считаю, что мы должны обращаться к профессионалам, которые реально помогают человеку выбраться из этой кабалы.

Хочу отметить, что любая сфера профессиональная: будь то искусство, политика, бизнес или психология, или семья – это все библейские принципы, но истолкованные, поставленные на научную основу. И я доверяю профессионалам, которые могут использовать свой опыт. Я считаю, что одними христианскими, харизматическими лозунгами мы сейчас ничего не поменяем. Нам нужен научный подход и глубокая аналитика и какие-то практические решения, практические действия, чтобы решать финансовые вопросы.

Понимаете, здесь «просто давайте верить Богу» не подойдёт – мы и так верим Богу. Бог всё научно создал в этом мире, и нам нужен научный, профессиональный цивилизованный взгляд на эти вещи. На самом деле, нам уже нужны и другого рода конференции. Не просто расчёт на чудо: «Бог меня во время голода прокормит». Если мы говорим, что это система гнилая и отжила себя, то мы должны не только противостоять этой системе, а должны быть архитекторами какой-то новой системы. А система – это определённые, очень серьёзные принципы, это опыт, это должны быть какие-то научные разработки, инновации. Мир поменялся, и нам сегодня нужна какая-то другая система. Жить вчерашними принципами или вчерашними навыками уже неэффективно. Поэтому, я знаете, за что? За глобальный подход к решению этой проблемы.

А. Ш.: Если говорить о внутреннем устройстве Церкви, то там существуют свои законы финансового благополучия. Насколько они эффективны сегодня?

А. Л.: Если переходить к внутрицерковным правилам игры, то необходимо говорить, конечно же, о десятинах. Десятина говорит о том, что у меня есть Бог. Если у меня нет десятины, у меня нет Бога. То есть десятина говорит о том, что я позволяю Богу быть Богом в моей жизни.

Но, бывает, слышу от пасторов: «Вы знаете, у нас сегодня такая сложная ситуация, что мы в больших долгах и десятину мы не можем отдавать…»

Многие люди во время даже такой непростой экономической ситуации усугубляют свою проблему. Чем? Тем, что они говорят: «Когда мы выкрутимся, когда мы разрулим эту проблемную ситуацию: с кредитами, деньгами, тогда мы начнём соблюдать этот принцип десятины». Но я хочу сказать, что никогда в жизни Вы не разрулите экономическую ситуацию, если Вы Божье не будете отдавать Богу – это уже базовый принцип.

Десятина никогда человека не загонит в угол и не обанкротит человека. Напротив. Если человек попал в долги, в тяжёлую кабалу, именно десятина от того ничтожного, может быть, заработка, от того ничтожного количества денег, которыми человек всё-таки располагает, спасёт, вытащит его из нищеты. Пусть десятина будет ничтожно мала, но Богу важен принцип. Если этот принцип Царства Божьего будет соблюдаться, то именно принципиальное соблюдение десятины поможет мало-помалу человеку выйти из этого кризиса.

Бог говорит: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» То есть Господь говорит: «Принесите десятины, и Я помогу вам». Но когда человек говорит, что «я разрулю, поправлю своё финансовое положение, тогда я буду десятины Богу отдавать», то это заблуждение. Никогда человек не поправит финансовое положение, если грубо попирается принцип десятин.

А. Ш.: Десятина – это единственный, как Вы сказали, способ решить проблемы с деньгами или существуют и другие принципы Божьи для того, чтобы наладить финансовую сферу?

А. Л.: Конечно, кроме десятины должны быть серьёзные жертвы. И, знаете, кризис ожесточает людей. Вот это опасно. Я считаю, что во время кризиса мы должны сохранять человечность, доброе отношение к ближнему и сознавать, что, хотя мне плохо, есть человек, который рядом и ему хуже, чем мне.

И мы должны сохранять человеческое доброе отношение к ближнему своему. И считаю, что если ты окажешь даже незначительную помощь своему ближнему, то вот эта доброта и милосердие, эта жертва поможет человеку и, на самом деле, даст шанс увидеть чудо.

А. Ш.: Десятина, жертва и доброе отношение к ближнему – применение этих принципов может оказать положительное влияние только на жизнь верующего человека?

А. Л.: Поймите, рядом с людьми более состоятельными есть люди менее состоятельные. И я думаю, что обыкновенное человеческое сострадание присуще не только людям, которые ходят в церковь и, по нашим понятиям, являются верующими. Чувство сострадания присуще каждому.

Когда Иисус Христос рассуждает о милосердии, там вообще о Церкви ничего не сказано. Он говорит: «…ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Что это значит? Это проверка. Это проверка на важное человеческое качество, которое, как мне кажется, характеризует человека, как человека.

До тех пор, пока у нас есть добро, до тех пор, пока у нас есть сострадание, я могу смело себя называть человеком. Если человек теряет такие важные качества как сострадание, милосердие, взаимопомощь, человек перестаёт быть человеком и превращается в какое-то страшное безжалостное существо, способное растоптать человека, который просит.

Знаете, Бог бедными испытывает богатых. И здесь ты никуда не денешься. Рядом с тобой был человек, который рад был бы просто крошки с твоего стола покушать. Но ты не обращал на него никакого внимания. Пиршествуй дальше. Не замечай никого.

Я, вот, недавно читал (в Библии – ред.) о богаче и Лазаре. И, Боже мой, почему богач попал в ад, почему Лазарь попал на небо? Там вообще о Церкви ничего не говорится.

И вчера тебя просил бедный: «Помоги!» А ты шёл и сказал: «Нет, не могу». А сегодня ты из этого адского пламени кричишь: «Ну, кто-нибудь, помогите! Кто-нибудь, дайте мне каплю воды»! И в ответ слышишь то же самое – то, что ты на земле говорил. Нет, нет, никто тебе капли воды не даст. Это закономерность.

Я думаю, это очень важный урок – не потерять человеческий облик во время кризиса. Тебе не надо миллионы какие-то раздавать. Но вчерашние крошки с твоего стола завтра могут сыграть роль важную в твоей жизни.